Выходит с 29 августа 2014 года
Марш рабочего класса
15.01.2014 г. В.С. Петрухин
ЭПОХА НАРОДОПРАВИЯ
(продолжение, начало в №064 от 29.11.2018)
ДЕНЬГИ
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ
Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Всеобщий эквивалент — товар, выражающий стоимость всех других товаров и обслуживающий их взаимный обмен. Роль всеобщего эквивалента и денежного товара закрепилась за золотом.
Функции денег — конкретные формы проявления сущности денег как всеобщего эквивалента:
1. Деньги как мера стоимости. Посредством денег измеряется стоимость всех товаров. Измерение стоимости товаров деньгами порождает категорию цены.
2. Деньги - средство обращения (обмен товара на деньги), поскольку являются посредником в процессе обращения товаров. Деньги всё время находятся в движении. В сделках купли-продажи обращаются не действительные деньги (золото), а их представители: бумажные деньги.
3. Деньги — средство образования сокровищ (извлечённые из обращения они превращаются в сокровища). Деньги, поскольку они являются всеобщим эквивалентом, могут быть превращены в любой товар, поэтому становятся воплощением богатства вообще. Общественная сила денег является и силой каждого их обладателя.
4. Деньги как средство платежа. Функция денег как средство платежа приводит к появлению кредитных денег (векселей, банкнот, чеков).
5. Всемирные деньги — золото. Всемирные деньги выступают как: а) всеобщее платёжное средство; б) всеобщее покупательное средство; г) всеобщее воплощение общественного богатства.
Деньги выражают производственные отношения между товаропроизводителями. В условиях частнособственнического производства деньги обслуживают в основном процесс обогащения имущего меньшинства, эксплуатирующего неимущее большинство. В условиях «государственного капитализма при коммунизме» (СССР) деньги обслуживают процесс обогащения и укрепления государства-синдиката, управляемого номенклатурой КПСС.
В капиталистическом обществе общественная сила денег - это сила господствующего класса, эксплуатирующего наёмный труд и, таким способом, извлекающая сверхприбыли.
В СССР общественная сила денег — это сила государства-синдиката, эксплуатирующая совокупную рабочую силу и каждую рабочую силу в отдельности (при этом филантропически заботясь о народе) с целью укрепления власти номенклатуры КПСС.
В условиях самоуправления народа (народоправия, социализма) общественная сила денег в прямом смысле является силой всего общества и каждого трудящегося человека. И эта сила каждого полностью зависит от самого человека. Общество предоставляет каждому в соответствии с суммой его первоначального капитала часть совокупных материальных благ (на время взаимодействия с ними) для свободного производства своей жизни своими силами. Каждый вкладывает свой первоначальный капитал в своё производство (индивидуальное или совместное, новое или уже действующее). В этом случае каждый получает гарантию за свой общественно необходимый (средний) труд, которая соответствует среднему (справному) прожиточному уровню, и прибыль, соответствующую произведенному лично избыточному продукту. Народоправие исключает эксплуатацию человека человеком и человека государством и создаёт условия для непрерывного роста личной и общественной производительности труда.
Что такое сила денег как сила каждого человека? Это значит: на заработанные личным трудом деньги человек может приобрести по своему усмотрению всё, что продаётся в стране и за рубежом в свободной продаже; может добровольно, на безвозмездной основе, вложить в производство; может на свои деньги построить больницу, школу, театр, дорогу, облагородить улицу и так далее, словом, может распоряжаться своими заработанными личным трудом деньгами по своему усмотрению в соответствии с законодательством.
Что такое сила денег как сила всего общества? Общество в лице избранных координаторов свободные (не используемые) первоначальные капиталы и отчисления предприятий (налоговые поступления) в бюджет пускает в оборот с целью роста благосостояния и мощи всего общества, что неизменно отразится на первоначальном капитале каждого гражданина (продуктивная работа координаторов увеличит первоначальный капитал, неэффективная работа уменьшит его или оставит на прежнем уровне). При этом координаторы должны раскрыть источники увеличения первоначального капитала, а также назвать причины его неподвижности или уменьшения. Через первоначальные капиталы народ каждой своей индивидуальностью реально контролирует деятельность избранных координаторов и на ежегодном референдуме решает их судьбу.
В условиях народоправия возникает шестая функция денег: деньги как превращённое национальное богатство. Отсюда, первоначальный капитал каждого человека на его лицевом счёте равносилен части национального богатства (части совокупных материальных благ) и превращается (материализуется) в индивидуальное предприятие или в средства производства на совместном (новом или уже действующем) предприятии.
Деньги как всеобщий эквивалент и их функции в условиях народоправия коренным образом отличаются от денег в условиях «государственного капитализма при коммунизме» (СССР) и в условиях частнособственнического производства.
ВОСПИТАНИЕ
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ
«Подлинно коммунистическое воспитание — это прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни во имя идеи, идеала» (В.А.Сухомлинский, «В.А.Сухомлинский о воспитании», с. 11, 1973 г.).
Сразу определимся. Счастье - такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Идея — это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Идеал — это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о лучшем, о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог, Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, Герой Социалистического Труда. Это человек, воспринявший безоговорочно идеи коммунизма, твёрдо веривший в силу воспитания. И он прав, когда так говорил о подлинно коммунистическом воспитании. Но он думал, что именно воспитание даст на выходе людей с коммунистической моралью, и в стране в конце-концов восторжествует коммунизм. Но такое воспитание человека сразу же вступало в противоречие с воспитанием в семье, на улице и с производственными отношениями государства-синдиката СССР («государственного капитализма при коммунизме»), эксплуатирующего совокупную и каждую отдельную рабочую силу.
Как только молодой человек, воспитанный на коммунистических идеалах, входил в реальную жизнь, его отношение к своему будущему, к производству, к обществу менялось, а, порой, эти отношения ломали его сознание. Семья и производственные отношения в СССР делали своё некоммунистическое дело: в соответствии с законом больших чисел, большинство превращалось в равнодушных к общественной жизни и к производственной деятельности; определённая часть становилась критиками системы и «диссидентами», а определённая часть - преступниками разных видов. Мощная пропаганда КПСС, естественно, не информировала соотечественников о таких проблемах. Но люди всё знали и понимали. Недаром в конце семидесятых годов был популярен следующий анекдот. Человек на Красной площади разбрасывает листовки. КГБ хватает его и быстро собирает с брусчатки белые листки. Майор вертит перед глазами один, другой, третий листок и обращается к схваченному: «Здесь же ничего не написано». Ответ: «И так всё ясно».
Сказано: «общественное бытие определяет общественное сознание». В России ещё до Маркса знали: «поступками управляют обстоятельства». Человека нельзя убедить в том, что цветущие кактусы пахнут розами.
«В наших воспитанниках, - пишет Сухомлинский, - дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков...» (В.А.Сухомлинский, «В.А.Сухомлинский о воспитании», с. 17, 1973 г.).
Коммунистическое воспитание станет всесильным и принесёт человеку счастье, задатки детей станут смыслом взрослой жизни только в одном случае, когда человек является свободным хозяином своей страны, средств производства, своей судьбы, когда интересы человека и интересы общества совпадают, не противоречат друг другу. Это возможно тогда и только тогда, когда все люди равны в имуществах (обладают средствами производства), когда каждый человек является собственником-совладельцем национального богатства, когда он — собственник и работник одновременно (как работник, - он производит необходимый и избыточный продукт и этим способствует прогрессу, как собственник — он присваивает прямо и косвенно то, что произвёл, - в денежном выражении), когда он свободно производит свою жизнь. Счастье — это не ожидание такого состояния от кого-то (тогда мы - стадо), а возможность достижения такого состояния своими силами. Возможность достижения «состояния человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте осмысления жизни» — это труд в условиях народоправных отношений собственности, основанных: 1) на материалистическом понимании истории (т.е. на диалектике фактических отношений собственности, её фактической принадлежности); 2) на неизбежности производства избыточного продукта труда над издержками поддержания труда (т.е. производства избыточной стоимости); 3) на естественном стремлении каждого человека реализовать себя для себя по справедливости.
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, ДОБРОДЕТЕЛЬ
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ
Человек (отбрасывая крайности) всегда рассудителен, т.е. здраво, трезво и логично мыслит, понимает суть явлений и принимает решения. Если добродетель — это доброделание, хорошие поступки, сострадание, милосердие, терпение, то человек не всегда и не ко всем добродетелен. Всё зависит от среды, в которой он находится.
Что такое рассудительность? Человек понимает суть явлений и принимает решения, прежде всего через свой интерес. Рассудительность капиталиста отличается от рассудительности его наёмного работника. Оба здраво, трезво и логично мыслят, понимают суть явлений, но каждый по-своему. Добродетели, как таковой, не видно ни в среде имущих, ни в среде неимущих. «Добродетель — это способность во всём поступать наилучшим образом. Такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком» (Аристотель). Добродетель в антагонистическом мире присуща только людям добродетельным от природы (по рождению).
В Советском Союзе рассудительность номенклатуры КПСС и рассудительность трудящихся также различались. Господствовали интересы, идеи и духовность партгосноменклатуры. Но заявленный ею моральный кодекс не был и не мог быть реализован. Например, попытка сформировать преданность делу коммунизма не могла быть исполнена, потому что нельзя быть преданным неизвестно чему. А коммунизм представлялся людям удаляющимся горизонтом. Нельзя было привить любовь к социалистической Родине, которая говорила о непреходящей ценности человека, тут же судила за опоздание на работу и убивала за инакомыслие. Невозможно добросовестно трудиться на благо общества, где в «люди» выводил вовсе не добросовестный труд, а приспособленчество и бытовало устойчивое мнение: кто не работает, тот и ест. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, где каждый за всех, а все за одного, - все эти нравственные принципы были пропагандистским пожеланием, а не реальной действительностью. Ведь под «общественными интересами» скрывались интересы управленцев (партгосноменклатуры) государства-синдиката, а под «товарищеской взаимопомощью» – отношения наёмных работников предприятия по выполнению государственного плана.
Не могло быть и не было честности и правдивости, где ради повышения зарплаты или получения премии, которые зависели не от результатов труда, а от вышестоящих «товарищей», людям приходилось лгать, изворачиваться, подличать. Проповедь простоты, скромности и добродетели в общественной и политической жизни была главным занятием официальной пропаганды не потому, что это делает человека симпатичным и приятным в общении с другими людьми, а потому что это становилось формой осознания своих обязанностей перед государством и подлинной властью. Забота о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству рассматривались только с точки зрения интересов элиты партии коммунистов и государства.
Таким образом, в вопросах нравственности существовал двойной стандарт, продиктованный требованием государства-собственника к своим работникам быть послушными исполнителями его воли.
Государство сознательно ограничивало естественные побуждения людей к личному благополучию и свободному духовному росту. Энергия личностей гасилась системой управляющих бюрократов.
Противоречия, рождённые «государственным капитализмом при коммунизме» между производительными силами (трудящимися, приводящими в действие средства производства) и производственными отношениями, диктуемыми партгосноменклатурой, находящейся в плену капиталистического способа оценки рабочей силы, привели к развалу СССР.
На смену партийной номенклатуре пришли своекорыстные «перестройщики» России. Безнравственную власть коммунистов сменила ещё более безнравственная власть новых российских «демократов». Она принялась взращивать в России человека с гибельным самосознанием раба, циника, вора, наркомана, убийцы и самоубийцы, активно формировать искажённое общественное сознание. Идеи прозападной ориентации полезли в глаза и уши людей со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров, из рупоров современных приёмников: это – насилие, разврат, глумление над русским духовным наследием и русскими героями.
Чтобы СССР начал движение из государственного капитализма к социализму-коммунизму (народоправию), а не в глобальный капитализм, коммунистам надо было всего лишь найти способ преобразования наёмного работника в хозяина средств производства, в человека, свободно производящего свою жизнь и присваивающего (прямо и косвенно) результаты своего труда в денежном выражении. Хотя номенклатура КПСС этого категорически не хотела, такой способ в советское время был найден - это общественно персонализированный способ производства и присвоения. Он родился не в кабинетах учёных теоретиков, щёлкающих каблуками фельдфебельски: «Чего изволите?», а на советских предприятиях в поисках справедливой оценки труда советских людей.
Поэтому я говорю: НАРОДОПРАВИЕ — это советская экономика на основе общественно персонализированного способа производства и присвоения. Здесь нет капиталистов и наёмных работников. Здесь нет государства-синдиката и его наёмных работников. Здесь интересы каждого не расходятся с интересами всех. НАРОДОПРАВИЕ избавляет людей от нужды и превышающих потребности излишков: каждый — равный с другими собственник национального богатства; каждый нетрудоспособный получает процент на первоначальный капитал; каждый трудоспособный получает доход (гарантию за свой общественно необходимый труд и прибыль за лично произведенный избыточный продукт); каждый пенсионер по старости получает установленный ежемесячный денежный доход, соответствующий средней гарантии за определённое количество лет.
НАРОДОПРАВИЕ - это общество рассудительных и добродетельных людей. Люди, которые производят избыточную стоимость и увеличивают, таким образом, свой доход в соответствии со своими потребностями, не только улучшают своё благосостояние, но и благосостояние всех, поскольку, снижая себестоимость продукции, снижают её цену, что увеличивает реальную гарантию всех потребителей этой продукции. Свой высокий доход каждый использует при жизни по своему усмотрению: на личные нужды, во благо семьи, друзей, общества.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ
Всеобщая декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 года, вскрывает и ясно показывает следующее: Мир несовершенен; в Мире царит несправедливость, пренебрежение и презрение к человеку; человек живёт в нужде и страхе.
Задача Декларации - побудить человечество в лице всех народов и государств изменить мир насилия и несправедливости. Прошло более 70 лет с момента утверждения и провозглашения Декларации Генеральной Ассамблеей ООН, но в мире не исчезает, а нарастает насилие и несправедливость. Капиталистический способ производства ведёт человечество и планету Земля к гибели. Это становится очевидным для всё большего числа людей. «Люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах» (статья 1 Декларации). Но в капиталистической клоаке они превращаются в рабов кучки упырей, заграбаставших себе все богатства Земли.
Декларация прямо указывает в преамбуле: «создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей», а также в статье 28: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».
Инициативная Политическая Группа «Народоправие» во исполнение данного указания, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, разработала и предлагает для рассмотрения и реализации социальный порядок, при котором права и свободы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека будут полностью осуществлены и люди будут свободны от страха и нужды. Этот социальный порядок — НАРОДОПРАВИЕ, основа которого равенство людей в имуществах, когда каждый является собственником-совладелецем национального богатства в общественно персонализированной форме.
Пока люди разделены на имущих и неимущих, пока люди не равны друг другу в имуществах, пренебрежение и презрение к правам человека будут только нарастать. Люди должны быть равны не только по рождению, но и по жизни. А это возможно тогда и только тогда, когда люди каждой своей индивидуальностью равны по отношению к средствам и предметам труда и к национальному богатству в целом. Только в этом случае достоинство и права, присущие всем членам общества, будут реализованы. Только в этом случае люди станут активно управлять собой, производством и страной.
Создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено Декларацией, как высокое стремление людей, т. е. как то, к чему человечество должно стремиться. НАРОДОПРАВИЕ — именно такой мир. Не отдельные личности и не обезличенный народ, а каждый человек — высшая ценность Земли!
28.02.2019г,. В.С.Петрухин
Продолжение следует
ВСЕОБЩАЯ
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕАМБУЛА
Всеобщая декларация прав человека утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых наций 10 декабря 1948 года.
В преамбуле говорится:
«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединённых Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединённых Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
НАСТОЯЩУЮ ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КАЧЕСТВЕ ЗАДАЧИ, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своём суверенитете.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения , имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Статья 11. 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. 2. Никто не может быть осуждён за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14. 1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединённых Наций.
Статья 15. 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или право изменить своё гражданство.
Статья 16. 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. 2. Брак может быть заключён только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. 3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не может быть произвольно лишён своего имущества.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедывать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20. 1 Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Статья 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (если нет безработицы, то глупо говорить о защите от безработицы). 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети , родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединённых Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27. 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Статья 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций.
Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
Редакция газеты:
В.Петрухин - гл. редактор, А. Чижиков - зам. гал. редактора, Н. Миляев - технический редактор, С. Гандилян - член редколлегии, Л. Столярова - член редколлегии, И. Кирсанов - член редколлегии, В. Шумсков - член редколлегии, М. Ряжина – корреспондент, Л. Анисимова – корреспондент, Е. Малютина - корректор