ОБЩЕСТВЕННО ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
КАК ОСНОВА НАРОДОПРАВИЯ В ЕГО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
(развития от власти капиталистов и КПСС к самоуправлению народа)
И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КРИТЕРИЯХ
(признаков, удостоверяющих его объективную истинность)
В анализе прошлого, ныне происходящего и построении будущего я исхожу:
- из диалектической логики как логики исследования природы развивающихся вместе с жизнью понятий и формальной логики как науки о законах выводного знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин;
- из того, что человек - это биологическая индивидуальность в пересечении двух воздействующих на неё начал - материального и духовного. Материальное начало - это врождённые биологические предпосылки каждого индивида и единый для всех общественный способ производства. Духовное начало - это "преданья старины глубокой", господствующее мировоззрение, сложившиеся издавна нормы нравственности, а также различные взгляды, идеи и теории.
Человек - это средоточие указанных начал и индивидуальное (оригинальное) их проявление.
Доминирующими в определении психической и физической деятельности человека являются врождённые биологические предпосылки (его биохимия) и существующий способ производства с системой взглядов, идей, теорий и понятий господствующей группы людей (собственников и их законодателей, исполнителей и судей).
Что я имею в виду под понятием "врождённые биологические предпосылки"? Во всех жизненных отправлениях и естественных потребностях человека (питаться, защищаться, строить жилища; жить сообща; производить других людей) действуют: инстинкт самосохранения; групповой инстинкт, или инстинкт стадной солидарности и отторжения; инстинкт продолжения рода, стремление к лидерству при выборе полового партнёра и при установлении стадной иерархии; исследовательский инстинкт; инстинкт индивидуального соперничества; инстинкт самоутверждения, требующий непрерывного подтверждения значимости индивида (инстинкт - это врождённая способность совершать целесообразные (адекватные) действия по непосредственному, безотчётному побуждению).
Врождённые биологические предпосылки — это одна из определяющих экономической деятельности людей.
Что я имею в виду под понятием "существующий способ производства"? Это способ добывания (получения, производства) пищи, одежды, жилища, орудий производства (материальных благ) каждым человеком в сложившихся общественных условиях. Способ производства характеризует сферу материально-производственной деятельности людей и определяет социальный, политический и духовный процессы жизни всего общества. История борьбы людей за выживание и присвоение - это история развития и смены способов производства и соответствующих им основных типов общества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, частнособственнический капиталистический и государственно- монополистический, советский («государственный капитализм при коммунизме»).
Способ производства представляет собой единство двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - это средства производства (организационно-технические средства) и люди, использующие эти средства для производства личных и общих благ. По сути: в производительных силах выражается индивидуальное отношение людей к предметам и силам природы. Производственные отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. И здесь всё зависит от того, кому принадлежат основные средства производства, т.е. кто в данный момент господствует.
Что я имею в виду под понятием "система взглядов, идей и теорий господствующей группы людей"? Это идеология тех, кто владеет, пользуется и распоряжается имуществом страны, идеология её собственников. Эта идеология выражает интересы, цели и задачи собственников и направлена на закрепление общественных отношений (законов, правил, норм), выгодных собственникам. Собственники - подлинно господствующая группа людей в любом государстве. Парламенты, правительства, суды - это всего лишь околовластная толпа. Власть и околовластная толпа трактуют (объясняют) явления, традиции, обычаи, религии, издают и толкуют законы в свою пользу. Их своекорыстные солидарные законы, указы, порядок присвоения - это и есть сама основа производственных и общественных отношений, правила которой обязательны для всех без исключения людей данного государства.
Таким образом, сущность производственных отношений определяется тем, в чьей собственности находятся средства производства и каким способом осуществляется соединение товаропроизводителя со своими средствами производства.
Человек, как биологическая и общественная индивидуальность, всегда стремится реализовать себя, прежде всего, для себя, т.е. реализовать свои свободно возникающие (под естественным влиянием окружающего мира) интересы (потребности) в соответствии с личным мировоззрением. А что такое свои, свободно возникающие потребности? Это, прежде всего, желание каждого владеть всем, что укрепляет и продолжает жизнь, даёт максимально полное ощущение жизни и отдаляет смерть, поскольку это заложено природой в виде врождённых биологических предпосылок. Именно это желание каждого владеть всем является динамичной, прогрессивной (взламывающей) силой развития человечества, действующей постоянно, и нет оснований усомниться, что она когда-нибудь будет исчерпана.
Поэтому мы рассмотрим историю экономических учений как историю стремления людей в лице каждого человека в любом социальном слое к личной независимости и справедливости с целью максимальной реализации своих потребностей независимо от сиюминутных производственных отношений.
Все способы производства, которыми пользовалось человечество на своём пути, - это в то же время формы проявления деятельности каждого человека в его стремлении реализовать себя для себя, насколько это возможно в данных условиях.
Врождённые биологические предпосылки и приобретённые с молоком матери (воспитание) общественные предпосылки поведения (как определённые приобретённые ответные реакции человека на современные ему производственные и общественные отношения) вместе порождают новые, прогрессирующие способы производства жизни людей и способы их реализации.
Таким образом, в анализе прошлого, ныне происходящего и построении будущего я исхожу:
- из материалистического понимания истории (это - производственные отношения как основополагающая область всей системы общественных отношений. Определяющим элементом совокупности производственных и общественных отношений являются отношения собственности на орудия и средства производства);
- из капиталистического производства посредством присвоения прибавочной стоимости (прибыли), созданной наёмными работниками (это — отношение эксплуатации наёмного труда капиталом. Наёмный труд — это труд людей, продающих свою рабочую силу, нанимающихся на работу на государственные и не государственные предприятия);
- из опыта СССР («государственного капитализма при коммунизме» как перехода к социализму);
- из неизбежности и необходимости преобразования капиталистической и советской собственности в общественную (социалистическую, народоправную) собственность.
Общественная собственность, или народоправие, — это, по сути своей, советская экономика на общественно персонализированной основе, когда собственником общего национального богатства является народ каждой своей индивидуальностью (все и каждый), что неизбежно исключает наёмный труд и эксплуатацию человека человеком и человека государством, устанавливают самоуправление, высшую производительность труда, справедливость.
Самоуправление в условиях народоправия — это: каждый человек свободно управляет производством своей жизни в процессе совместной деятельности с другими людьми, т. е. управление собой, своим трудовым процессом, предприятием, территорией проживания и обществом в целом.
Без понятий: собственность, деньги, производство избытка продукта труда над издержками поддержания труда, прибавочная стоимость, избыточная стоимость, общественно необходимый труд, гарантия, прибыль и так далее, - не обойтись. Но они в условиях общественной собственности (народоправия) приобретают иные свойства и иную форму.
Собственность (отношения собственности) является определяющим элементом совокупности производственных и общественных отношений. У собственности несколько лиц. Во-первых, собственность – это присвоенные кем-то (принадлежащие ему) средства производства. Во-вторых - это право: способ и форма присвоения средств производства, а также материальных и иных выгод от них. В третьих - это отношения присвоения: отношения между теми, кто присваивает (по законному праву) средства производства, а также материальные и иные выгоды от них, и остальными людьми, кто не может воспользоваться правом присвоения средств производства на законном основании, а, следовательно, вынужден обеспечивать присвоение тех, кто пользуется этим по установленному праву. Отношения собственности (присвоения) - это корневая система отношений между людьми.
Когда владеют, пользуются и распоряжаются средствами производства только 10-15%% населения, выстраивается частнокапиталистическая экономическая система и антагонистические отношения между собственниками и не собственниками (наёмными работниками).
Когда собственником орудий и средств производства становится государство, как было в СССР, выстраивается иная, по сравнению с частнокапиталистической, экономическая система: «государственный капитализм при коммунизме» и антагонистические отношения между представителями государства-синдиката (совокупного капиталиста) в лице номенклатуры КПСС и эксплуатируемым совокупным наёмным работником в лице трудящихся производственной сферы (напомню, что эксплуатация есть отчуждение прибавочной стоимости собственником у тех, кто её производит).
В условиях экономического персонализма (народоправия) каждый фактически и по праву владеет, пользуется и распоряжается общими совокупными средствами производства, всем национальным богатством. Каждый — собственник и работник в одном лице.
Как это происходит? Каждый наделяется правом владения равной долей всего национального достояния страны в денежном эквиваленте. Деньги находятся на балансе общества в ответственном распоряжении координаторов и регистрируются на личных счетах каждого. Они не отчуждается и не передается по наследству, принадлежат человеку от рождения до смерти.
Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент - товар, выражающий стоимость всех других товаров и обслуживающий их взаимный обмен. Функции денег: мера стоимости (общественно необходимых затрат в виде цен); средства обращения (обмен товара на деньги); средства образования сокровищ (извлечённые из обращения); средство платежа. В условиях народоправия возникает новая функция денег: деньги как превращённое национальное богатство. Отсюда - первоначальный капитал каждого человека на его лицевом счёте равносилен части национального богатства (части совокупных материальных благ) и превращается (материализуется) в индивидуальное предприятие или в средства производства на совместном (новом или уже действующем) предприятии. Человек непосредственно владеет той частью национального богатства, где находится его рабочее место.
Деньги как всеобщий эквивалент и их функции в условиях народоправия коренным образом отличаются от денег в условиях «государственного капитализма при коммунизме» (СССР) и в условиях частнособственнического производства. Они не могут быть орудием эксплуатации.
Производство избытка продукта труда над издержками поддержания труда. Что это такое? Попросту говоря, заплатили работникам за производство партии изделий, например, - 1000 000 рублей, а получили излишек изделий на сумму 250 000 рублей. Из этого избытка образуются и накапливаются общественные производственные и резервные фонды. Это - основа всякого общественного, политического и умственного прогресса.
Прибавочная стоимость — это избыток продукта труда над издержками поддержания труда, произведенный работниками, и присвоенный в виде прибыли собственниками средств производства.
Избыточная стоимость - это избыток продукта труда над издержками поддержания труда, произведенный работниками и присвоенный в виде прибыли ими же как собственниками: каждым — по произведенной избыточной стоимости.
Общественно необходимый труд — это равное для всех мерило, которое объективно формируется в экономическом процессе в виде величины (нормы выработки), необходимой средней рабочей силе для производства среднего количества какого-либо изделия (результата) в единицу времени при среднем в стране и в данном регионе уровне умелости и интенсивности труда. За свой общественно необходимый (средний) труд каждый получает гарантию.
Гарантия — это превращённая заработная плата за общественно необходимый труд на территории действия региональной цены продажи произведенной продукции, рассчитываемая по фактически сложившемуся среднему прожиточному уровню работающих граждан разных специальностей.
Прибыль — доход, превращённая форма избыточной стоимости. Общественно персонализированное производство и присвоение (экономический персонализм, народоправие) создаёт условия самомотивации. Здесь прибыль — это личный результат труда работающего человека (собственника и работника одновременно) в общем трудовом процессе и неизбежное условие «всё более полного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей народа путём непрерывного развития и совершенствования общественного производства». Именно здесь возникает и укореняется сотрудничество, взаимопомощь, забота каждого об интересах коллектива, поскольку интересы каждого (достичь в соревновательном процессе наивысших результатов - произвести личным трудом избыточную стоимость и получить соответствующий доход для жизни и наслаждения), коллектива (увеличение фонда развития производства) и общества в целом (удешевление продуктов и предметов потребления, расширение социальной сферы). Здесь интересы всех сходятся.
На основании опыта СССР, способа расчёта общественно необходимых норм выработки, способа образования и расчёта избыточной стоимости каждого работающего человека, способа сознательно регулируемого объективного ценообразования, способа привязки всех служб данной отрасли к основному производству, а главное - на основании равенства всех в имуществах (способа преобразования наёмных работников в собственников средств производства) становятся возможными: самоуправление, безналичный расчёт, доверие и контроль, справедливость и высшая производительность труда, реализация любых полезных обществу материальных и культурных проектов, касающихся физического и духовного здоровья, энергии, благополучия каждого человека в его связи с другими людьми и природой.
Народоправие на основе экономического персонализма содержит все необходимые рычаги приведения в порядок и оздоровления природы, установления равновесия между техносферой (человек и его деятельность) и биосферой (земля с живущими на ней). Народоправие начнёт восстанавливать в человеке угасающий в нём инстинкт единства с природой.
Народоправие на основе экономического персонализма сотрёт антагонизм между интересами общественных классов и социальных групп. Здесь личные интересы каждого находятся в единстве с общественными интересами. Здесь все мировоззрения (материалистические и идеалистические учения, религиозные вероисповедания) своими специфическими средствами истолковывают и обосновывают одну и ту же земную основу — тот мир, в котором человек является хозяином, а не рабом обстоятельств.
* * *
Поскольку собственником национального богатства здесь является народ каждой своей индивидуальностью, постольку верховная власть принадлежит всему народу, а не лицам. Собственники-совладельцы избирают ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОБСТВЕННИКОВ-СОВЛАДЕЛЬЦЕВ, который ответственен и подчиняется избравшему его народу.
27.07.2019 г В.С.Петрухин