№ 041 от 29 апреля 2017 года
- Выходит с 29 августа 2014 года
| ПЯТЬ ИНТЕРВЬЮ О НАРОДОПРАВИИ
| |
ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?
Николай Владимирович Миляев:
После развала СССР и предательства КПСС идеи социализма-коммунизма у
большинства людей создалось мнение, что марксизм как учение и социализм
как будущее человечества несостоятельны. Что вы думаете по этому поводу?
Виктор Семёнович Петрухин:
Да, после развала СССР у огромного большинства людей сложилось мнение,
что марксизм как наука о развитии человеческого общества к
социалистическому будущему и сам социализм несостоятельны. Но это
трагическая ошибка.
НВМ: Почему же ошибка? Если бы марксизм был состоятельным учением, то СССР вряд ли бы развалился.
ВСП: СССР не был социалистической державой ни в полном смысле этого понятия, ни на практике. Это был «государственный капитализм при коммунизме». Так назвал его Ленин. Советский Союз был только на пути
к социализму. Это был переходный период от капитализма к социализму,
который стараниями номенклатуры КПСС оборвался на последнем отрезке
этого перехода.
НВМ: Выходит, номенклатура КПСС завела страну в тупик?
ВСП:
Не совсем так. У СССР, согласно закону соответствия производственных
отношений характеру производительных сил, а что такое, в нашем случае,
производственные отношения? это законы, указания, постановления и
распоряжения правящей КПСС; а что такое производительные силы? это
стремящиеся к своему благополучию производящие свою жизнь люди. Так вот,
согласно этому закону соответствия, у СССР был один выход – от
государственной собственности к общественной собственности, к
собственности и власти самоуправляемого народа.
Но
КПСС не занималась этой проблемой. Она считала свою власть властью
народа, считала государственный капитализм при коммунизме построенным
социализмом. И этот, так называемый социализм, экономической основой
которого был государственный капитализм, не народу достался, а рухнул в
объятия международного капитала.
НВМ: Да, это действительно народная трагедия.
ВСП:
Да ещё какая трагедия! Вся капиталистическая гниль с её оплаченными и
не оплаченными подголосками кричит о несостоятельности марксизма и
социализма-коммунизма. Кричат монархисты, кричат «националисты», кричат
сионисты. Не понимают и не признают власти народа левые, в том числе
КПРФ. Не знают что такое общественная собственность и власть народа учёные экономисты и политики. Все, после развала СССР, сторонятся
марксизма и не могут понять того, что пока на земле бесчинствует
капитализм, вести людской род к собственности и власти народа будет
марксистская наука и опыт СССР Другое на этом этапе развития
человечества не дано.
НВМ:
Говорите Вы складно о марксизме, об общественной собственности и власти
народа. Можете ли объяснить, что представляет из себя эта самая
общественная собственность и власть народа?
ВСП:
Готов это сделать. Но давайте моё сообщение о том, к какому
общественному устройству должен был перейти СССР, рассмотрим при
следующей встрече.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ? УЗНАЙ!
НВМ:
Виктор Семёнович, первая наша встреча закончилась вопросом: что
представляет собой общественная собственность и власть народа? Вы готовы
это растолковать?
ВСП:
Общественная собственность (общественное присвоение), или, что одно и
то же, общественно персонализированная собственность, экономический
персонализм, - это основа социалистического, народоправного единства
труда и капитала.
НВМ: Но капитал, насколько все знают, - это категория капиталистическая.
ВСП:
Что такое капитал? Это деньги и средства производства. У капиталистов
они являются средством получения прибавочной стоимости (прибыли) путём
эксплуатации наёмных рабочих. Иными словами, финансы и средства
производства отделены от рабочих. Народоправие – это единство труда,
финансов и средств производства. Капитал и рабочие не отделены друг от
друга Здесь капитал является средством удовлетворения материальных и
культурных потребностей каждого человека и общества в целом.
НВМ:
Понятно: предметы труда и орудия труда, что есть средства производства
(сырьё, фабрики, машины и так далее) находятся во владении, пользовании
и распоряжении всего народа (всех и каждого). Так?
ВСП: Да, именно так.
Не
только средства производства, но и весь продукт труда – это
собственность народа в каждой его индивидуальности, то есть -
собственность всех и каждого.
Страна становится единым самоуправляемым коллективом, общиной, если хотите.
Вместе
с уничтожением отношений частной капиталистической собственности
устраняются и отношения государственной собственности на средства
производства.
Человек
освобождается от нужды и угнетения для свободного развития. А свободное
развитие каждого – это единственное условие свободного развития всех.
Народоправие - это система правды, справедливости, чести, совести, нравственности, полновесной жизни и процветания.
Вот что такое единство труда и капитала.
НВМ: Россия - многонациональная страна. Как в условиях народоправства будут ощущать себя коренные народы и народности России?
ВСП:
Это злободневный вопрос. Народоправие в России - это собственность и
власть самоуправляемого титульного русского народа совместно, в единстве
со всеми коренными народами и народностями России.
НВМ:
Человечество веками стремилось к такому общественному устройству, где
главенствует справедливость, где каждый свободно (по своему умению)
производит свою жизнь. Советский Союз, основываясь на марксизме, начал
такой переход. Но КПСС не удержала страну на этом направлении. В чём же
основная причина?
ВСП: Причина в том, что в классической концепции социализма (в марксизме) нет прямого указания на то, чем объединить, связать трудящихся в единое целое; что должно стать стимулом к труду, когда отпадёт экономическое принуждение. Классики прямого ответа на это не дали. Номенклатура КПСС над этим не работала по ряду причин, о которых я уже говорил.
НВМ:
И что же, Виктор Семёнович, Вы хотите сказать, что ответ найден? И что
же должно стать стимулом к труду, когда отпадёт экономическое
принуждение?
ВСП:
Да, ответ на этот важнейший вопрос найден. Труд, вернее, трудящийся, в
народоправстве самомотивирован. Он получает не заработную плату наёмного
рабочего, а доход собственника, каковым трудящийся является в условиях
народоправия, где он – собственник и работник одновременно.
НВМ: Люди в толк не возьмут, как это можно осуществить?
ВСП: Чтобы не загружать наших слушателей большим объёмом непростой информации, давайте рассмотрим этот вопрос при следующей встрече.
«…КАЖДОМУ – ПО ТРУДУ», КАК В СССР -
ЭТО НЕ ДЛЯ НАРОДОПРАВСТВА
НВМ: Виктор Семёнович, на нашей второй встрече Вы сказали, что в марксизме нет прямого указания на вопрос, что должно стать стимулом к труду, когда отпадёт экономическое принуждение. Вы сказали, что теперь ответ найден и проблема решена.
ВСП: Да, проблема решена. Но, давайте, – всё по порядку. В СССР, согласно Конституции 1936 и 1977 годов, осуществлялся принцип: «от каждого – по его способности, каждому – по его труду».
Воздавать человеку по делам его – эта мысль живёт в человечестве с
незапамятных времён. В разных вариантах её можно прочитать в древнейших
свитках и в библии, услышать в народном фольклоре: как потопаешь, так и
полопаешь.
НВМ: Значит, принцип «каждому – по труду» пришёл к нам из библии?
ВСП:
Нет, в марксизм-ленинизм, а из него в Конституцию СССР, этот принцип
пришёл от сен-симонистов и звучит он следующим образом: «каждому – по
его способностям, каждой способности – по её делам». Принцип: «от
каждого – по его способности, каждому – по его труду» - стал
первоосновой советского государственного капитализма (синдиката), и
вполне соответствовал такому государственному устройству. «По труду» в
каждом отдельном случае распределялся установленный фонд заработной
платы, в который уже включены возможные доплаты и премии. Администрация
определяла: заработал Иванов, Сидоров, Огурцов свою зарплату полностью
или не заработал. Это - буржуазный принцип принуждения, а не
справедливости.
Социалистический, народоправный принцип трактуется иначе.
НВМ: Объясните.
ВСП: Для этого давайте разберёмся в понятиях: что такое в современном мире «способность к труду» и что такое «труд»?
Способность к труду
- это рабочая сила, удостоверенная документами по специальности и
квалификации: каждый трудящийся даёт обществу то и столько, что и
сколько способен дать в соответствии с полученными знаниями и степенью
профессионализма. Но «способен дать» означает только одно: человек может
делать то-то и то-то, и не означает: «дал» в полной мере, что способен
дать в действительности. Поэтому в первой части принципа речь может идти
только о средней умелости человека по данной специальности на данном
этапе развития производительных сил, и в окончательном виде первая часть
принципа должна звучать следующим образом: «от каждого – по
специальности и квалификации (средней умелости)…».
НВМ: А что же такое труд на данном этапе развития?
ВСП: Труд
– это процесс, результатом которого является потребительная стоимость,
благо (зерно, хлеб, дом, деталь, машина) для потребителя и стоимость
(денежный эквивалент блага) для производителя. На практике в современном
мире процесс труда (деятельность рабочего) «есть в то же время процесс
производства товара, стоимости и прибавочной стоимости», которую, при
капитализме, работодатель отбирает у рабочего и присваивает себе в виде
прибыли.
НВМ: А кто же присваивает прибавочную стоимость в социалистическом мире народоправия?
ВСП:
В мире народоправия рабочий не является наёмным работником: он -
собственник и работник в одном лице. Он также производит товар и
стоимость, но избыток продукта труда над издержками поддержания труда
является здесь не в виде прибавочной, а в виде избыточной стоимости,
потому что его присваивает сам собственник-рабочий.
Исходя
из этого, при народоправстве принцип трактуется так: от каждого – по
его специальности и квалификации (средней умелости), каждому – по
произведенной им стоимости. В этом, и только в этом, - сущность
народоправного принципа распределения благ: не по продукту труда, не по
конечному результату как потребительной стоимости, не по множеству
количественных и качественных характеристик деятельности работника, а по
произведенной стоимости, а правильнее сказать – по произведенной
избыточной стоимости.
НВМ: Таким образом, в условиях народоправия прибавочная стоимость превращается в избыточную стоимость,
то есть в стоимость, которую присваивает не капиталист или совокупный
собственник (СССР), а сам её непосредственный производитель:
рабочий-собственник. А откуда берётся понятие «избыточная стоимость»?
ВСП:
Избыточная стоимость - это «избыток продукта труда над издержками
поддержания труда», то есть бесплатно произведенный рабочим продукт.
Этот избыток является источником образования и накопления общественного
производственного и резервного фонда. Этот избыток был и остаётся
«основой всякого общественного, политического и умственного прогресса»
(Ф.Энгельс). При капитализме он принадлежит капиталистам в виде
произведенной рабочими прибавочной стоимости (прибыли). При
народоправстве он принадлежит тем, кто его произвёл персонально в виде
избыточной стоимости, - необходимого денежного излишка для личного и
общего развития.
НВМ: Выше Вы сказали, что в мире народоправства трудящийся производит и товар, и стоимость. Но у нас принято считать, что социализм-коммунизм – это бестоварное общество.
ВСП:
Возможно, в далёкой перспективе оно и станет таковым. Но сейчас
человечество производит, и, в обозримом будущем будет производить, не
предметы потребления, распределяемые по чьей-то прихоти или доброй воле,
а товары, реализуемые производителями потребителям, в соответствии с
объективными законами экономики.
НВМ: Итак, первооснова социализма - «от каждого – по средней умелости, каждому – по произведенной избыточной стоимости».
ВСП: Да, именно так.
НВМ: Значит, народоправное общество должно уметь рассчитывать избыточную стоимость, которую производят рабочие-собственники?
ВСП: Да, именно так.
НВМ:
Сейчас, благодаря марксизму, все знают, что присвоение неоплаченного
труда есть основная форма капиталистического способа производства. Но
никто не знает, как вычленить прибавочную стоимость.
Поддаётся ли она расчёту? Капиталисту рассчитывать её не надо. Он
выносит товар на рынок и получает прибыль. И ему нет дела до того, кто
из его рабочих произвёл прибавочную стоимость.
ВСП:
Верно. А в социалистическом, народоправном обществе умение рассчитывать
избыточную стоимость - просто необходимо. Без этого нет, и не может
быть, социализма. Извлечение избыточной стоимости и принцип
распределения «от каждого - по средней умелости, каждому – по
произведенной избыточной стоимости» - это и есть самомотивация труда,
социально-экономическая основа народоправия.
При следующей встрече предлагаю обсудить в простой форме социально-экономическую сущность народоправия.
СССР БЫЛ В ШАГЕ ОТ НАРОДОПРАВИЯ
НВМ:
В последнее время вновь заговорили о социализме. В основном всё
сводится к справедливости, обещаниям хорошей жизни для народа,
утверждениям, что это - будущее человечества. Но никто не говорит о
способе воплощения в жизнь социалистического устройства.
ВСП:
Почему же? Коммунисты говорят о возврате в СССР и многоукладности,
Моторин говорит о народных предприятиях. Говорят о социалистическом
Китае, о Северной Корее, о шведской модели социализма. Но Вы правы,
Николай Владимирович, всё это – домыслы, благие пожелания. После развала
СССР движение к социализму (народоправию) приняло форму броуновского
хаотичного движения.
НВМ: И как найти среди этого хаоса верное представление о социализме?
ВСП:
После революции 1917 года и практического движения к социализму в СССР,
народоправие (социализм) глупо выдумывать, да и нельзя выдумать.
Народоправие вырастает из практики Советского Союза и марксизма,
несмотря на развал СССР. Для этого есть все основания.
НВМ: Что вы имеете в виду?
ВСП:
Во-первых, марксизм: «разоблачение тайны капиталистического
производства посредством прибавочной стоимости». Во-вторых, опыт
движения СССР к общественному (не государственному) производству
ассоциированных индивидов.
НВМ: Вы считаете, что в СССР формировалось народоправие?
ВСП:
Несомненно. В неформальной среде СССР формировался коллективизм:
солидарно управляемое и заведомо предсказуемое поведение рабочих.
Коллектив быстро схватывал перспективу, выгодность и невыгодность для
себя работы, действовал в свою пользу.
В
создании высоконравственной культуры, освоении новой техники и
передовых методов организации производства и труда проявлялась
творческая инициатива трудящихся.
Трудящиеся участвовали в управлении. Широкое распространение получили общие производственные собрания и конференции.
Было
неоспоримое экономическое единство больших и малых организаций всех
отраслей и подотраслей на одном гигантском пространстве СССР.
Налицо
было сочетание идеологической, психологической и хозяйственной работы,
инициативы на местах, приближение органов управления к производству;
установление общественного контроля за деятельностью администрации.
Разрабатывались пути и формы слаженного коллективного труда.
Поощрялась творческая активность и самодеятельность трудящихся в изыскании и использовании производительных резервов.
НВМ: Вы забыли, Виктор Семёнович, сказать о мощной коммунистической идеологии.
ВСП:
В СССР были все предпосылки перехода к народовластию, но он не смог
вырваться из пут капиталистического способа оценки труда работников,
которая оказалась мощней коммунистической идеологии. Трудящиеся в
основной массе были не заинтересованы в работе на совокупного
капиталиста. Государственная собственность была не их собственностью. Их
собственностью были только дом и огород.
Коммунистам
надо было найти способ извлечения прибавочной стоимости и превращения
её в избыточную стоимость, то есть надо было превратить буржуазный
принцип принуждения «от каждого – по его способности, каждому – по его
труду» в народоправный принцип самомотивации: «от каждого – по средней
умелости, каждому – по произведенной избыточной стоимости».
НВМ: Я знаю, что Вам удалось это сделать.
ВСП:
Да, опираясь на общественно необходимый труд, в советское время удалось
вычленить избыток продукта труда над издержками поддержания труда,
производимого каждым рабочим. А отсюда - только один шаг к
заинтересованному владению каждым дееспособным гражданином и народом в
целом национальным богатством.
НВМ:
Я понимаю, что способ производства и присвоения каждым трудящимся
избыточной стоимости показать здесь, что называется на пальцах, не
получится (кто заинтересуется, может прослушать цикл Ваших лекций на
моём сайте), тем не менее, объясните, чем отличается народоправие от
других формаций?
ВСП: Нет наёмного труда, нет эксплуатации. Народ каждой своей индивидуальностью - хозяин средств производства и продуктов труда.
НВМ: На каком основании?
ВСП:
Каждый из нас свободен – по рождению. Каждый из нас – равный со всеми
собственник-совладелец национального богатства России, потому что всё,
что пущено в производственный оборот нашими предками и нами на ней, под
ней, над ней, принадлежит всем нам без исключения: всем и каждому.
НВМ:
Национальное богатство принадлежит всем – это более-менее понятно,
например, как в СССР по Конституции. А как оно может принадлежать
каждому? Люди думают так: кому машина, кому станок, кому клочок земли и
так далее.
ВСП:
Нет, не так. Национальное богатство в вещественной форме неделимо и
принадлежит всем. Каждому принадлежит равная с другими,
дифференцированная по экономическим зонам, денежная доля национального
богатства. Эта доля ложится на лицевой счёт каждого из нас в
государственном банке (его филиалах). Это наш первоначальный капитал. Он
является ссудным капиталом, ежемесячный процент на который, когда
кто-то из граждан не работает на законных основаниях, - это их
прожиточный минимум.
НВМ: «Э-э-э!, - восклицал один мой товарищ, - Да его в момент растранжирят».
ВСП:
Не получится. Первоначальный капитал, лежащий на наших счетах, нельзя
проесть, пропить, продать или промотать, но можно и нужно вложить в своё
производство (индивидуальное или совместное, новое или уже
действующее). В этом случае каждый получает гарантию за
свой общественно необходимый (средний) труд, которая соответствует
среднему (достаточно высокому) прожиточному уровню, а также получает
прибыль (с учётом необходимых отчислений), соответствующую
произведенному лично каждым из нас избыточному продукту, потому что
каждый – собственник и работник в одном лице.
НВМ:
Выходит, что национальное богатство в вещественной форме является
общим (принадлежит всем) и персонализируется (принадлежит каждому) с
момента и на период приложения к нему личной рабочей силы человека?
ВСП:
Да, средства труда и предметы труда, товарные запасы и
непроизводственные фонды, блага природы, вовлечённые в процесс
производства, то есть всё национальное богатство принадлежит всем. И в
то же время – каждому, как, например, цветущий луг с гудящими пчёлами. С
одной стороны, он принадлежит всем пчёлам, а с другой стороны, каждая
пчела берёт взяток на свободном цветке. И в момент взятия пыльцы и
нектара цветок принадлежит этой пчеле.
НВМ:
Понятно, каждый свободно производит свою жизнь: вкладывает свой
капитал в индивидуальное или совместное, новое или уже действующее
производство, засучивает рукава и получает свой доход (гарантию и
прибыль) для жизни и наслаждения!
ВСП:
Именно так. На данном этапе развития мировой экономики нет другого
выхода на орбиту справедливости и высшей производительности труда, кроме
как через единство труда и капитала, и рабочую силу, – соединенную с
прибылью, - через произведенную лично избыточную стоимость.
ОСОБЕННОСТИ СФЕР ЖИЗНИ НАРОДОПРАВИЯ
НВМ:
Виктор Семёнович, существуют четыре сферы общественной жизни:
экономическая, социальная, политическая, духовная. Насколько изменяются
эти сферы в условиях экономического персонализма?
ВСП:
Все сферы претерпевают существенные изменения в пользу каждого
человека. Об экономической сфере мы уже говорили. Это – отношения людей в
процессе производства, обмена, распределения и потребления.
Народоправие полностью изменяет отношения собственности. Владеют,
пользуются и распоряжаются национальным богатством все граждане без
исключения. Каждый – собственник-совладелец национального достояния со
всеми вытекающими отсюда особенностями: счета в общегражданском банке и
прожиточный минимум для неработающих по законным основаниям; гарантия за
общественно необходимый труд и прибыль в соответствии с произведенной
избыточной стоимостью. Отсюда - изменения в области производства,
обмена, распределения, потребления.
НВМ: Какие изменения, например?
ВСП:
В области производства. Каждый – равный с другими компаньон, где бы он
ни работал; нет конкуренции, есть соревнование между компаньонами и
коллективами; творчество, а не обязаловка; соответствующее воспитание
подрастающего поколения: быть личностью, понимать, что твоё благополучие
зависит только от тебя, стремление к образованию.
В области обмена.
Невидимая рука рынка становится видимой, цену товара формируют: затраты
живого и прошлого труда, избыточная стоимость, отношение спроса и
предложения. Естественно, я говорю о составляющих, а не о формуле
(формулу оглашу в своё время). Обман исключается.
В области распределения.
Сколько дал обществу, столько получи от него по формуле: от каждого –
по средней умелости (гарантия), каждому – по произведенной избыточной
стоимости (прибыль), а в целом - персональный доход.
В области потребления. Как потопаешь, так и полопаешь.
НВМ:
Понятно, что все сферы взаимосвязаны. И всё же, какие изменения в
социальной сфере: отношения между классами и социальными слоями;
национальные отношения; семейные отношения; образование, медицина,
социальная защита?
ВСП:
Общественно персонализированная собственность классы исключает, каждый
равен с другими в имуществах, то есть собственник- совладелец общего
национального достояния. Олигархи, бюрократия, средний слой исключаются.
Воров, бандитов, бомжей, наркоманов вовсе исключить не получится
(всегда будет небольшое количество больных этими недугами людей), но как
порождение общественных отношений, - они исключаются. Возникает
монолит собственников-трудящихся разных профессий и специальностей и
наиболее уважаемый и обеспеченный слой – пенсионеры по возрасту.
Народоправие – это путь к благоденствию всех народов России.
В обществе, в котором все граждане – собственники-совладельцы и поэтому
личные интересы каждого находятся в единстве с общими интересами, - в
таком обществе все мировоззрения (материалистические и
идеалистические учения, религиозные вероисповедания) своими
специфическими средствами будут истолковывать и обосновывать одну и ту
же земную основу: мир, в котором человек является рачительным хозяином, а
не вороватым гостем. Все они наполнятся единым гуманистическим
содержанием. Физическое здоровье и духовная культура станут опорой
народного духа, несокрушимой крепостью гражданского общества.
Гражданин
народоправной системы, – полностью социально защищён, поскольку всем
гражданам гарантированы равные права и условия для становления,
всестороннего развития и совершенствования своей личности. Источником
осуществления социальной политики является всё национальное богатство и
весь национальный доход, реальным собственником которого является каждый
гражданин.
НВМ: А как быть с политической сферой?
ВСП:
Советский Союз был «политическим переходным периодом от государства к
негосударству» (выражение Ленина). Народоправие – это гражданское
общество с сетью народных самоуправляемых отраслей и организаций. Высшей
властью гражданского общества на основе экономического персонализма
является референдум (всенародное вече). Всенародный
референдум и референдумы субъектов России объявляются в обязательном
порядке ежегодно после опубликования суммы первоначального капитала на
счету каждого гражданина с единственным вопросом: о доверии избранной
координирующей власти России и территориальных самоуправлений.
Референдумы объявляют высшие координирующие органы и соответствующие высшие органы самоуправлений в периоды их работы или по требованию большинства граждан (50% + 1 голос) России и территориальных самоуправлений по любому вопросу
НВМ: Думаю, у наших слушателей возник интерес к будущей народоправной формации. Но как придти к ней?
ВСП:
Три пути: Первый - политическая воля властьпредержащих. Второй –
создание Единой народной политической силы «Народоправие» и победа на
президентских и парламентских выборах. Третий путь – революционный, если
власть прибегнет к незаконным действиям.
P.S. Смотрите интервью на ютубе и на сайте по ссылке ЗДЕСЬ
Редакция газеты:
В.Петрухин - гл. редактор, А. Чижиков - зам. гал. редактора, Н. Миляев - технический редактор, С. Гандилян - член редколлегии, Л. Столярова - член редколлегии, И. Кирсанов - член редколлегии, В. Шумсков - член редколлегии, М. Ряжина – корреспондент, Л. Анисимова – корреспондент, Е. Малютина - корректор
|