ИПГ
НК
Среда, 01.05.2024, 08:33 Приветствую Вас Гость | RSS
Тульское региональное отделение ИПГ "НАРОДОПРАВИЕ"
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Стоп рекламе на ПК

Кликни меня

16:57
Интернет-газета №098 от 29 августа 2021 года
| Перейти на страницу «Анонс номеров газеты» | Перейти на сайт «Подшивка газеты» |
 
Выходит с 29 августа 2014 года

Марш рабочего класса 

15.01.2014 г. В.С. Петрухин
Марш рабочего класса

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ -
ПОДЛИННЫЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЩЕСТВЕННО ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ДИАЛЕКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
          Человек - часть природы, подчиняющаяся её законам и творящая себя по её законам. Как часть природы, человек - есть животное с соответствующей психологией. Сохраняющая себя природа, - вот повелитель, формирующий нашу волю. Изначально наше отношение друг к другу и к миру соответствует инстинкту самосохранения и родопродолжения. В круг самосохранения включается сохранение и построение тела, а, следовательно, первопредставление о собственности. Это инстинктивная реакция на отторжение "моего", к примеру, куска мяса, или выяснение отношений за обладание самкой в течке. Это реакция удержания (хватательный рефлекс), угрозы (оскал), прямого нападения на того, кто хочет отнять, что в данный момент находится в сфере действия "моей" воли. Это другая реакция, противоположная, казалось бы, первой, - полное удовлетворение при кормлении своего детёныша, или скармливании ему добычи.
          Ощущение собственного заложено в человеке изначально.    Это врождённая биологическая предпосылка (наряду с другими, в том числе социальными предпосылками) отношений собственности в человеческом общежитии.
          Инстинкты, природа и её законы изначально формируют в нас образы, действия и знаки (метки, жесты, сигналы): "В уме своём я создал мир иной и образов иных существованье; я цепью их связал между собой, я дал им вид, но не дал им названья..." [М. Лермонтов, Русская мелодия, Библиотека всемирной литературы, Художественная литература, т. 93, М.- 1972, с. 19]. Образы и знаки затем трансформируются в представления, слова, предания, принципы, традиции и обычаи. Именно чувство собственного, возможность брать что где найдёшь, не схваченное другими; необходимость запасать впрок (пример с пауком пчельником); возможность отбирать у более слабого породили на определённом этапе осознанное желание отделить "моё" от "не моё", утвердить первыми гражданскими актами сложившийся порядок владения, пользования и распоряжения, а также окончательно отделить человека от  зверя - "осправедливить" порядок присвоения и отчуждения собственности. Из представлений, слов, преданий, принципов, традиций, обычаев и первобытных отношений собственности в обществе людей родилось право и гражданские законы.
          Инстинкты самосохранения и продолжения себя (инстинкт размножения) как части природы, основанные на них формы поведения, образование вида человекообразных, внутривидовых отношений и человеческого общежития - безусловная диалектическая причинно-следственная линия. Принципиальную связь между формами поведения животных и процессом видообразования подробно описал в 1894 году русский профессор В. А.Вагнер. В западной литературе эту связь сформулировали в 1899 году Чарльз Уитмен и Оскар Хейнрот.
          Науки о людях никогда не рассматривали отдельного человека, как обыкновенное животное, то есть его биологосоциальные основы. Только сегодня мы поворачиваем головы к первоистокам: изучаем животных с целью - изучить человека в его биологических безусловностях. Как показывает практика, делаем мы это, чтобы, познав биологические императивы, обрести власть над людьми (малочисленные одни хотят безраздельно властвовать над многочисленными другими). Однако вряд ли в человеческой животной сущности увидим мы что-то сногсшибательное. Скорее всего, человеческая воля формируется на основе именно биологических императивов, в соответствии с современным правом (отношениями собственности) и гражданскими законами. Представления и отношения людей в обществе безусловно соответствуют этим основополагающим императивам. В противном случае общество людей было бы обречено.
          Инстинкт самосохранения и инстинкт размножения, который по существу также имеет отношение к самосохранению, мы считаем совершенно естественным основанием человеческого общежития. Семья - первая естественная группа, объединённая неосознанной необходимостью защиты беспомощного потомства. Отдельные особи объединяются по безотчётному побуждению для обоюдных, безотчётных же, врождённых целесообразных действий, направленных на выживание части группы и группы в целом. Изменение формы выживания (объединение в группу) изменяет реакции отдельной особи. Например, реакция на отчуждение идёт уже с поправкой на изменившиеся обстоятельства. Но в основе лежит всё тот же инстинкт самосохранения. "Любое наследственно фиксированное видотипичное поведение слагается из двух элементов - заложенной в эмоционально-волевой сфере животного биологической потребности к определённому целесообразному с точки зрения видовых интересов действию и механизма включения этого запрограммированного действия в нужной по требованиям внешней обстановки ситуации (пусковой механизм)" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с. 17-18].
          Вот этот механизм включения запрограммированного действия в нужном направлении по требованию ситуации и позволяет человеку подавлять при необходимости индивидуальные реакции, а, следовательно, выжить при любых обстоятельствах. Но в какой бы группе, в каком бы сообществе, обществе не находилось животное (в том числе человек), оно остаётся индивидуальностью. Проявление инстинкта индивидуального самосохранения не только не исключается ни при каких обстоятельствах, но является доминантным, безусловно требовательным. Человек всегда будет, с одной стороны, неразрывной частью и продуктом обстоятельств (поскольку он живёт в обществе - продуктом общественных отношений), а с другой стороны, он всегда индивидуален (самостоятелен, независим) в силу природной неповторимости и действия инстинкта индивидуального самосохранения.
          Особенно мощно это проявляется в отношениях собственности и в отношениях к собственности. Скареда: "И мышь в свою норку тащит корку". Честный собственник: "Ищи себе прибыли, не желая другим погибели". Бесчестный собственник: "Деньги не пахнут". Любой собственник: "На чужой каравай рот не разевай, - убьёшься". Злобствующая бедность: "Господи, господи, убей того до смерти, у кого муж хорош да денег много". Каждый: "Отсеки ту руку по локоть, которая себе добра не хочет".
          Когда лишают собственности, течёт кровь. Эмоции плещут через край. Здесь "проявляется некоторая общая закономерность - чем ярче инстинкт окрашен эмоциями, тем, как правило, более глубокую биологическую нагрузку он в себе несёт, тем прочнее укореняется в генофонде и тем больше оснований ждать его активного проявления у самого человека" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с.20]. Безусловно требовательный императив собственности проходит активным началом через всю историю человечества.
          Почему в революцию 1991 года не было крови (или пролилась только случайная кровь)? Потому что шла борьба не за собственность как таковую между собственниками и не собственниками, а шла борьба за власть в верхних эшелонах одного и того же партгосноменклатурного сословия. Потому что приватизировалась государственная собственность, которая, с одной стороны, никому конкретно не принадлежала, а с другой стороны, принадлежала некоему партгосноменклатурному единству "сосальщиков". Потому что никому конкретно не принадлежащая государственная собственность расходилась по конкретным рукам. Завуалированное идеей социализма партгосноменклатурное единство сосальщиков  государственной собственности разъединялось и превращалось в независимых разномастных собственников на законном основании. Потому что народу, который не имел никакой собственности, предложили нечто в виде акций, ваучеров и долей.
          В нашу задачу не входит рассмотрение всех инстинктов, составляющих глубинные биологические корни современного человека и их современное проявление. Мы будем касаться только известных биологически предопределённых побудителей, формирующих отношение к внешним раздражителям и отношения собственности.
          Заслуживающую внимания попытку доказать через биологические императивы неэффективность и бесперспективность партгосноменклатурного производства и общежития предпринял адвокат и социобиолог Николай Андреевич Монахов. Его синтезирующие очерки об инстинктах, формирующих поведение человека в обществе ("Плоды подсознания") бьют прямо в цель и с большинством его доводов нельзя не согласиться. Но, как это не покажется странным самому автору "плодов подсознания", он не развенчивает марксизм как учение, а подводит под его социальную историко-логическую платформу мощное биологическое основание. Развенчивает же он  партгосноменклатурную интерпретацию и практику "марксизма". Таким образом, Монахов не избежал общей ошибки всех критиков учения о собственности и прибавочной стоимости. Он рассматривает и критикует не это учение, а его интерпретацию советской партгосноменклатурой – марксизм-ленинизм. Он рассматривает идеологическую доктрину, сформулированную поколениями отечественных и зарубежных социалистов и коммунистов и заложенную в практику Советского Союза, а не живые зёрна нового экономического учения, которые так и остались невостребованными коммунистами всего мира.
          Я далек от мысли заниматься пропагандой какого бы то ни было экономического учения. Я занят поиском путей выхода мировой практической экономики из тупика низкой производительности, не соответствующей сегодняшнему уровню развития производительных сил. И здесь нам с вами не избежать рассмотрения всего спектра экономических учений и их практической        реализации, в том числе марксистского учения о собственности и прибавочной стоимости и опыта Советского Союза. Этот опыт уничтожения личности вместо возрождения и расцвета личности заставил многих учёных снова и снова возвращаться к устаревшей и крайне неэффективной схеме "собственник - его наёмный работник". Заставил учёных "старателей" искать золото (высшую производительность) там, где его давно нет. Заставил ещё и ещё раз тасовать и перетасовывать факты, чтобы доказать незыблемость экономического "статус-кво".
          Не исключение и Монахов. Биологические предпосылки поведения человека он раскладывает в порядке, подходящем для доказательства правильности известного во всём мире экономического порядка. Хотя напрашиваются совершенно другие выводы.
          Построение тела (борьба за выживание в каждый данный момент), или инстинкт самосохранения; соперничество за первенство при выборе полового партнёра (борьба за выживание во времени), или инстинкт продолжения рода, - вот фундаментальные направляющие эволюции всего животного и человеческого мира. Введённые в русло обычаев, закона предков и правовых регламентаций, они проявились ярким спектром врождённых возбудителей человеческой активности. Это - присвоение (собственность), самоутверждение, индивидуальное деловое соперничество, стремление к превосходству.
          Важнейшим возбудителем человеческой активности является присвоение. Это нисходит к инстинкту самосохранения, а в виде владения, пользования и распоряжения присвоенным имуществом является единственной благодатнейшей почвой для проявления и стартёром (пускачом) всех врождённых возбудителей человеческой активности. Мы пока не дифференцируем положительные и отрицательные последствия человеческой активности и не говорим, при каких общественных обстоятельствах блокируются отрицательные активные действия и последствия. Мы просто констатируем, что в схеме "собственник - наёмный работник" и вне этой схемы активность безусловно проявится в полную силу "только у той стороны, которая располагает прерогативой лично распорядиться конечным продуктом всей деятельности" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с.88].
        Инстинкт присвоения индивидуалистичен. Он безусловно присущ каждому отдельному человеку. А результаты индивидуального владения, пользования и распоряжения имуществом поистине фантастичны и в этом можно убедиться, если заглянуть в историю человечества и в свою душу, а также просто посмотреть вокруг себя. Разве не каждый из нас говорил себе, глядя на чужое богатство: "мне бы такое, уж (и) я бы развернулся". При этом многие, говоря так, имеют ввиду превосходство над другими и всё, что из этого следует. И мало кто имеет ввиду каторжный труд собственника, чтобы только остаться "на плаву" в сегодняшнем мире на скоростных трассах прогресса. Но главное то, что все связывают свою активность (любую) с собственностью и присвоением. И это соответствует изначальным инстинктам самосохранения и размножения, между которыми нет противоречия. Смертельная схватка за своё место под солнцем ради своей жизни, - в этом и раскрывается величайший смысл инстинкта самосохранения. Ведь обладание самкой - это тоже присвоение, основанное так же на физиологическом побуждении, как и присвоение пищи. В одном случае это утоление чувства голода, а в другом - чувства страсти, или полового влечения.
          В современном мире людей именно владение, пользование и распоряжение (присвоение), как проявление глубинного инстинкта индивидуального самосохранения, формирует экономические отношения и устремления целых классов, "распределяя заряд их социальной активности строго в зависимости от возможности держать в своих личных руках конечный экономический результат предприятия в целом" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с. 90], или конечный экономический результат взаимодействия со своей индивидуальной (личной, персональной) собственностью. Когда нет собственности у человека, кроме собственной рабочей силы, - это одно социальное и производственное поведение. Когда есть активная собственность и рабочая сила, - совсем другое дело.
          И здесь я не могу отказать себе в удовольствии процитировать следующее. "... Можно достоверно констатировать - нет, никогда не получится равноценной замены индивидуального... предпринимателя коллективным собственником производственных мощностей независимо от того, будет ли в качестве последнего выступать государство в целом, либо коллектив работников (акционеров) предприятия. Потому что в обоих случаях они несут в себе слишком несоразмерный заряд социальной активности. Так у индивидуального владельца производства главный побудитель его деятельности изначально представляет собой творческое дерзание. Не в расплывчато литературном понимании творчества как некоего полёта фантазии, а в том специфическом, основанном на... этологических закономерностях поиске сногсшибательных вариантов хозяйствования, нацеленных на обязательное признание со стороны окружающих персонального приоритета владельца предприятия в вопросах конечного экономического результата его деятельности. По силе напряжённости этот побудитель есть не что иное, как перманентный поисковый стресс, в центре которого стоит преадапционная готовность к нешуточному риску, в отчаянной - до победного конца! - схватке с конкурентами, неважно - реальными или только воображаемыми. При этом сам по себе заряд сопернических аффектов индивидуального владельца любого хозяйственного образования всегда обращён к неопределённому кругу лиц, находящихся за его пределами. Ведь инстинкт самоутверждения (как одно из проявлений глубинного индивидуального инстинкта самосохранения, реализующееся в присвоении) по своей природе нацелен на самое широчайшее окружение. А отсюда и сила поискового стресса индивидуального предпринимателя никак не зависит ни от объёмов его собственности, ни от формы персонального участия в хозяйственном процессе. Напряжённость этого стресса одинаково остра и у владельца крупной фабрики, и у мелкого фермера, и у людей, совсем уже от производства далёких - биржевых игроков. Простое благополучие дел внутри собственного хозяйства не может удовлетворить внутренних амбиций ни первого, ни второго, ни третьего. Эти амбиции могут быть реализованы только в ходе нешуточного и рискованного соперничества при сравнении собственных экономических результатов с экономическими возможностями в стране и в мире в целом" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с. 91] (выделено в скобки мной - В.С.П.).
          Именно в силу врождённого побуждения каждого к присвоению и самоутверждению человек никогда не смирится с существующим положением вещей, когда у одних собственность, прочная основа для жизни и всё необходимое для самореализации и удовлетворения всех условных и безусловных качеств и устремлений, а у другого зыбкое (того гляди засосёт трясина) пространство неимущей "независимости", и более-менее твёрдая почва под ногами, но в тенетах (пусть даже невидимых) наёмной зависимости. Человек никогда не смирится с тем, что его право на жизнь и на смерть находится не в его руках, а в руках других людей, рождённых "с готовыми средствами к самоутверждению". И эта внутренняя непримиримая позиция большинства неимущих будет довлеть над миром вовсе не из-за нравственных пристрастий людей к социализму, построенному на всеобщем равенстве, а только в силу мощного действия глубинных индивидуальных инстинктов самосохранения и продолжения рода, реализуемых через личное присвоение своего персонального экономического результата.
          Из справедливой мысли, что никогда не получится равноценной замены индивидуального предпринимателя коллективным собственником, вытекает ещё один чрезвычайно важный вывод. Человечество никогда не прорвётся к высшей производительности, если не освободит наёмного работника для реализации им своего естественного индивидуального инстинкта самосохранения через прямое  присвоение продукта своего труда, то есть если не переведёт  наёмных работников в ранг собственников.  
          "Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду - каждый из них в отдельности, на свой взгляд, выходит вперёд, иначе жизнь не имеет смысла" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с. 76]. Человек стремится к лидерству. И это безусловный факт. Это проявление инстинкта стремления к лидерству при выборе полового партнёра. Сильнее всего стремление к лидерству проявляется в молодом возрасте. И начало этому кладёт пубертатный период - физическое половое созревание. Это стремление к лидерству угасает к старости, хотя старость у человека может наступить и в 35 лет, а может не наступить и к 70 годам. К старости остаются только следы былого стремления - в образе жизни, привычках, манерах, одежде, мыслях и словах. Но не только старость гасит активное начало. Все силы современного общества брошены на его подавление.
          Мощным источником этого подавления служат существующие отношения собственности. Ведь что такое переломный возраст (пубертатный кризис)? Это психологическая перестройка личности, "в основе которой лежит осознание себя в качестве... суверенного члена общества в целом. Эта перестройка во всех случаях связана с претензией на признание, на утверждение личностного достоинства, значимости, максимальной независимости. Именно к этому периоду относится возникновение первых честолюбивых замыслов, грандиозных планов, в центре которых всегда и непременно стоит не подлежащая оспариванию ценность собственной персоны в глазах окружающих" [Н.А.Монахов, Плоды подсознания, "МИК", М.-1995, с. 63]. Человек становится человеком, готовым к любой деятельности с невероятной отдачей. И не взрослые соотечественники как таковые оказывают рвущейся вперёд молодости решительное противодействие. Вся трагедия в том, что молодость сваливается с высоты осознания значимости собственной персоны на дно наёмного унижения путём опосредованной работодателем оценки труда; унижения, усиливающегося самой неформальной средой, которая не терпит возвышения среди себе подобных, - унижения униженными.
          В период между физическим созреванием и социальной зрелостью человека гражданское общество должно предоставить молодым людям весь широкий спектр деятельности для практического утверждения личности. Молодой человек должен перепробовать по своему усмотрению и рекомендациям взрослых людей все дела и выбрать только своё дело. От этого выбора будет зависеть его физическое и духовное здоровье и будущее, когда он вступит во владение, пользование и распоряжение своим активным имуществом (собственным источником прибыли) и направит энергию на приумножение своего богатства.
      Несомненно, человек может не реализовать себя и во всю свою жизнь, может реализоваться недостаточно (то есть его доход будет на уровне гарантированного фонда индивидуального жизнеобеспечения), или может реализоваться поздно. Но в любом случае он по праву и фактически должен быть собственником. Первоначальный капитал и гарантия превращения его по первому требованию в индивидуальные средства производства должны быть у каждого человека всегда. Собственность в виде капитала и средств производства как неколебимая основа для самосохранения, продолжения рода, самоутверждения и стремления к лидерству в делах и по жизни должна быть гарантирована каждому с момента его рождения.
          В современной всеобщей производственной схеме "предприниматель - наёмный работник" энергия сотен миллионов молодых людей выплёскивается в виде суррогатов музыкальной, песенной, театральной и других культур, сопровождается протестом против нравственно-этических норм и затухает в антагонистических трудовых отношениях, вместо того чтобы развернуться на главном рубеже в динамичную творческую работу, которая, как сказал великий поэт древности, является великим даром небес, счастьем, утешением, золотом и крепкой опорой на жизненном пути [Мирза-Шафи Вазех, Лирика, Художественная литература, М.-1967 г, с. 67].
          Для более глубокого усвоения биологической основы производственного самоуправления рекомендуем изучать первоисточники и, прежде всего, свою жизнь и жизнь вокруг вас. Каждый из нас самобытен, неповторим и независим в нашем общем доме по имени Земля. Именно поэтому каждый должен иметь собственный очаг для независимого проявления природных и приобретённых способностей.
          В нас изначально живёт  не только групповой инстинкт, но  и потребность к размежеванию. И не только потребность к стадному размежеванию, а и к более глубокой дифференциации - по половому признаку, а также к семейной и индивидуальной дифференциации. Но это носит внутристадный (внутригрупповой) характер. Если семья без стада (общества) прожить ещё может, то человек без семьи (группы) - не может. Поэтому и о любой форме собственности можно говорить только как об общественном явлении. А раз это так, и мы это способны осознать, то в человеческих силах изменить отношения собственности так, чтобы это соответствовало природе и приносило наибольшую выгоду каждому индивиду и обществу в целом. Эволюция не выработала механизма затухания инстинктов (то есть все указанные нами инстинкты действуют в человеческом обществе на индивидульном уровне), но дала разум и с ним свободу собственного выбора, чтобы по человечески распорядиться самим этим законом необратимости эволюции: наделить каждого индивидуальной собственностью на средства производства для беспрепятственного и непосредственного осуществления врождённых побуждений во имя своего блага. А поскольку реализовывать свою выгоду мы можем только в обществе и при посредстве общества, то достижение личных выгод, безусловно, должно повлечь за собой увеличение общественного богатства.
В.С.Петрухин

В следующем номере рассмотрим социальные корни социалистического способа производства

Редколлегия

В.Петрухин - гл. редактор, Л. Столярова - зам. гл. редактора, Н. Миляев - технический редактор, С. Гандилян - член редколлегии, И. Кирсанов - член редколлегии, В. Шумсков - член редколлегии, М. Ряжина – корреспондент, Л. Анисимова – корреспондент,  Е. Малютина - корректор

 


Просмотров: 164 | Добавил: mlvnv3668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Время жизни Сайта
На сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
200
Видео о сайте
Copyright MyCorp © 2024