О ПРИЧИНАХ ОТКЛОНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ОТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ
Да, мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Мы впитывали жизнь и формировали сознание под влиянием взрослых в детских садах, школах, институтах. Мы, комсомольцы, с песнями ехали на ударные стройки электростанций, металлургических, химических, нефтеперерабатывающих и машиностроительных заводов, рудников, угольных шахт, железных дорог, предприятий по производству цемента и сборного железобетона.
Продолжая традиции первых пятилеток, комсомол объявил себя шефом строительства Братской, Кременчугской, Днепродзержинской ГЭС, атомных электростанций. Появились комсомольские путевки на строительство Казахстанской Магнитки (металлургического завода в Темир-Тау), Соколовско-Сарбайского, Ново-Криворожского обогатительных комбинатов, на освоение Голодной степи.
Нашими руками завершилось строительство гидростанций на Волге и Днепре, 37 шахт в Донбассе, началось покорение гигантских рек Сибири, освоение новых месторождений полезных ископаемых.
Пацаны и пацанки
(Это было когда-то),
Мы, седые останки,
Те – былые ребята.
Мы любили и были
В этом мире любимы.
Хулиганами слыли,
Были неисправимы.
Предрассветные дали
Нас манили туманно,
Гасли и возникали,
Точно фата Моргана.
Мы с родного порога
Рвались в даль без оглядки,
Нас кружила дорога:
То - холмы, то – распадки;
Трактора и опоки,
Грохот пыльных заводов
И ударные стройки,
И разливы восходов.
Ничего не чурались,
Никого не молили…
Мы с эпохой сливались,
Мы эпоху творили.
07.04.2010. В.Петрухин
Мы, поколение 40-вых и далее, жили счастливо. Тем не менее, Советский Союз, как солнечный остров, распался и исчез за горизонтом.
Многие обвиняют в перевороте западные спецслужбы и США. Считают также, что к распаду СССР привели:
- смена политического курса западных стран (миролюбивого Рузвельта сменил антисоветчик Трумэн);
- реформы времён Хрущёва;
- стагнация экономики в 1970-ых годах;
- рост зависимости от продажи углеводородов;
- резкая смена политического курса в 80-ых из-за гибели нескольких генсеков;
- идейное расслоение;
- ослабление КПСС;
- развал Варшавского договора.
Обо всём этом и ещё больше вы можете прочитать в Интернете.
Всё верно, но это - следствия. Какова же причина? Почему номенклатура КПСС предала движение к коммунизму?
Я прошёл большую жизненную и производственную школу, а Советский Союз – от края до края и от моря до моря. В 70-90е годы я работал:
- в Государственном научно-исследовательском институте по проектированию сельскохозяйственных объектов (Гипронисельхоз),
- во Всероссийском Центре по внедрению научной организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве,
- в Институте организации и технологии сельского строительства «Росоргтехсельстрой», а также
- в Министерстве Сельского Хозяйства и продовольствия РСФСР ведущим специалистом сектора внедрения прогрессивных технологий.
Везде в поле зрения - проблемы производительности труда.
Производительность труда за последние десятилетия стала неуклонно падать. Это показывала практика. С конца 50-х годов темпы экономического роста постоянно падали и снизились к середине 80-х годов почти до нуля (Н.Шмелёв, В.Попов, «На переломе: экономическая перестройка в СССР», М.-1989 г.).
Почему?
Я пришёл к выводу, что в Советском Союзе люди (каждый человек) были отчуждены от средств производства, от результатов своего труда, от власти. Господствовал капиталистический способ оплаты труда. С этим связано и падение СССР.
Существующий в СССР порядок хозяйствования был годен для достижения и поддержания посредственного (в лучшем случае) течения хозяйственных дел и не годен абсолютно для достижения высших темпов развития производительных сил.
Следуя этому порядку, мы содержали себя как наёмных рабочих, потому что использовали капиталистическую систему оплаты труда, которая по своему содержанию не заинтересовывает и не может заинтересовать никого в активной производственной деятельности. Она создана и отрегулирована капитализмом как рычаг для манипулирования пролетариями в процессе капиталистического производства, - не больше.
Оторванная от манипуляторов-капиталистов с их исключительной деловой активностью и давлением на людей в ходе производства, эта система распределения благ, оказавшись в мире без таких исключительно заинтересованных единиц, неизбежно привела к производственной индифферентности.
Отчуждение, как при капитализме, у человека труда созданного им прибавочного продукта в деньгах, зависимость заработка с премией от угождения, послушания подчинённого и усмотрения руководящих лиц делало невозможным для каждого из нас достижение желаемого благополучия путём честной творческой работы. Отсюда общее наше уклонение от активной, полезной государству, производственной деятельности, безразличие к своему и коллективному производственному результату, безнадёжность и равнодушие, воровство всех форм и оттенков, соответствующее восприятие людьми действительности и формирование их сознания.
Мы оказались в порочном кругу незаинтересованности, безынициативности в общественном производстве и поиска сомнительных путей достижения личных выгод. Очевидно: существовавшая у нас чуждая нам система оплаты наёмного труда (система подачек за труд) — первая причина задержки развития страны. Вторая причина — противоестественное произвольное регулирование народного хозяйства. Эти причины составили мощную отрицательную силу, более мощную, чем положительные факторы. В созданной ими атмосфере неудовлетворённости, бессилия деятельной личности, - не развить высшую производительность труда. А без неё нет социализма, не будет экономической победы над капитализмом.
Заслуга В.И.Ленина и большевиков в том, что в 1917 году они освободили пространство для практического осуществления справедливого присвоения трудящимися продукта своего труда. На этом пространстве началось огосударствление национального богатства России. Другого пути к социалистическому (коммунистическому) способу производства, кроме как через государственную форму собственности и буржуазный способ распределения продуктов между членами общества, в то время не было и не могло быть. Даже если бы революция произошла в развитых капиталистических странах, государственная форма – неизбежна, потому что в условиях капиталистической коммерческой тайны, множественности и разобщённости основополагающих социально-экономических показателей, невозможно осуществление необходимых для социалистического присвоения расчётов. В.И.Ленин правильно охарактеризовал эту эпоху как «государственный капитализм при коммунизме» (государство-синдикат).
И.В.Сталин понимал, что отчуждение прибавочной стоимости у тех, кто её производит, – это эксплуатация. Понимал, что прибавочная стоимость должна принадлежать тем, кто её производит. Но способа присвоения прибавочной стоимости (прибыли) непосредственно трудящимися, а, следовательно, способа владения, пользования и распоряжения национальным имуществом непосредственно народом, самоуправления народа он не видел и не мог видеть в создавшихся послереволюционных условиях.
В его сознании народ олицетворяла партия, а государство было социалистическим, хотя в наличии была лишь государственная форма собственности как переходная форма к социализму (коммунистической эпохе).
Ошибка Сталина в том, что он, правильно понимая в создавшихся условиях необходимость присвоения прибавочной стоимости (прибыли) государством с целью улучшения «положения всего рабочего класса в целом», не согласился с ленинским определением этой переходной формы.
25 ноября 1936 года Сталин объявил: «Наше советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй…» (Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов). Таким образом, государственная форма и способ присвоения и перераспределения прибавочной стоимости (прибыли) в СССР декларировались как социалистические, а были, на деле, филантропические (совокупный капиталист покровительски заботился о своих рабочих). В результате подлинный социализм не получил своего теоретического (официальная наука) и практического завершения в советский период.
Действия Сталина, не допускавшего инакомыслия, прервали дальнейшее развитие государства в нужном всему народу направлении, привели к безраздельному господству КПСС. Коммунисты пошли не по пути социализации государственной собственности, а по пути укрепления государства и своей власти. Каждый член общества вместо того, чтобы стать заинтересованным совладельцем общей собственности, стал государственной пассивной принадлежностью, которую надо было толкать и мотивировать всеми способами, чтобы действовала.
Практика командно-административного управления с его мощным воздействием на неформальную социальную (рабочую) среду непривела к высшей производительности труда, которая позволила бы промышленности и сельскому хозяйству успешно конкурировать на международной арене. Темпы экономического роста снизились к середине 80-х годов почти до нуля. Произошло то, что произошло. Номенклатура КПСС не работала над переходом к самоуправлению народа. В результате социализм-коммунизм и марксизм были невежественно (предательски) объявлены несостоятельными.
ВЕХИ
(маленькая поэма)
1917.
КТО БЫЛ НИЧЕМ…
В красном и в чёрном металась ночь.
Тени скользили.
Над ними – знамя.
То – загоралось, то – гасло вновь
Мир озарившее
Мощное пламя.
В красном и в чёрном металась ночь.
Ахала в такт мостовая только.
Стёртые камни оплакал дождь,
Ужасом глаз стекленели стёкла.
В красном и в чёрном металась ночь.
Луч от Невы -
В авангарде схватки.
Кто-то по Невскому – в тьму, прочь:
Гулко стучат каблуки в квадраты.
Ночь.
Затаились бандит и тать.
Силится медь превозмочь
Медный всадник.
Молча
Восход начинал полыхать,
Как сарафан, что надет на праздник.
1927-1932
Восток.
На промокашке неба
В полкляксы ржавое пятно,
В полях лежат овчины снега,
С холмов слинявшего давно.
Безмолвны под соломой хаты,
Вид – нищ, зловещ.
Там дети – тощие щенята –
Ползут на печь.
И рыщет ветер по дорогам,
Шныряет штык.
«Вон энти, проклятые богом», -
Дрожит кадык.
И чавкнули в грязи подковы,
И хлябь замылила следы…
Убитых двое. Сгустки крови,
Как две нашитые звезды.
Над ними небо, точно баба
Монистом красным
Трясёт над пашней,
Чему-то рада.
Звонит телефон,
Трелью в уши прыгает.
Трубку - к виску: бикфорд тишины…
Звонок в передней,
И чуть не выбиты
Двери.
Проём - точно пасть сатаны.
Было!
Девчушка маленькая, -
Две косички.
У окна она и мать её:
«Мама,
Какие птички касивенькие!
Мама, а папа вчея пьидёт?»
* * *
А заря в небесах - не заря уже!
Солнце –
Обруч из красных дуг
В облаках перьевых,
Как в плюмаже…
Марши,
Бравурные пассажи,
Все – товарищи, каждый - друг
1941-1945
МОЩНЫЙ УДАР
Чёрный всадник маячил на белом коне,
Сёк Европу под бой барабанов,
И Европа легко отдавалась, вполне
В соответствии с логикой нравов
Миллионом сапог,
Сотней тысяч колёс,
Из кровавых оскалов пожара
Смерть взошла на порог:
Вместе все и поврозь,
Рать России, как встарь, побежала.
И - Nach Ost!
Города в смятенье.
Похоронки, как листья осени.
Оккупация: иудам – спасенье;
Людям - плачи: ушли и бросили.
ПЕРЕЛОМ
Лик земли изморщинен рвами,
От мороза мертвеют пальцы,
Затаилась Москва площадями,
Войско пятится, пятится, пятится.
Тетива, как комар над ухом:
Истончилась и лопнет.
Господи!
Но орудия ухнули гулко,
И «Ура» поднялось над окопами.
НАСТУПЛЕНИЕ
«Мама, не надо плакать.
Сына оплакивать рано.
Мама, иду на Запад.
Слышишь, милая мама?».
И молча бежали за танками.
Спотыкались на веки вечные.
Русь седая
Над прахами маленькими
Склонялась и вьюгами пела песни.
И шли,
И вытащили Европу
Из-под наглой коричневой похоти,
Наматывая на траки гусениц вопли
Колонн пленённой сволочи.
И пёрли до карты Германии
Сотни вёрст:
Без крови – ни шага.
И вот они – чёрные здания
И чёрный череп Рейхстага.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
БЕЗ ВОЙНЫ
Май.
Деревня.
Хата деда.
Утро, тени в даль легли…
«Батя, мать, кажись, победа!».
Пальцы ищут костыли…
* * *
Вы видали, как цветинка,
Открываясь, распрямляясь,
Превращается в цветок?
Так бутон весенней ночи
Вспыхнул чистым синим небом
С ясным солнцем и лучами –
В горизонт.
1946-1952
В лязге металла,
В копоти дыма
Сохли у домен, ломались взрослые.
А пацаны в клочья рвались на минах
В берёзовой роще,
На речке, где сосны.
И время
Курьерским гремело зримо,
Калейдоскопно менялись лица.
Страна безоглядно и одержимо
Листала жизнь
За страницей страницу.
1953
Мороз по коже
И жутко стало.
Голос Левитана (в душах паника):
«…Вчера…»…
И страну парализовало
В пятьдесят третьем
Шестого марта.
Глотками в небо гудки взревели
В цехах, на дорогах
Людские россыпи:
Слёзы глотали, скорбно немели…
Бабушка (тихо): «Слава те, Господи!».
1954-1990
Мы, советские,
Скальпелями пульсирующего огня
Вспороли плеву земной гравитации.
Из космоса
Красотой потрясала земля,
В мирозданье
прокладывающая
дерзкие
трассы.
А в непримиримом турнире миров
Мы ход теряли и цель теряли.
В сумятице дел,
под потоками слов
Застила тьма заревые дали.
Русь, нахлобучив панаму неба,
Роптала,
Вышагивая цаплями кранов.
Мечта большинства превращалась
В небыль:
Власть за зубцами мечту предавала.
1991-2005.
РЕВОЛЮЦИЯ, ПЕРЕХВАЧЕННАЯ
НОМЕНКЛАТУРОЙ
Кровью костров окропилась ночь.
Утро расстрела сочилось туманом.
Маски – прочь.
Честь и совесть – прочь!
Ум - чтоб по нашим порыться карманам.
Ранним утром, по весне, спросонья,
Как бы слышу крики журавлей.
Будто бы они с небес просторных
Опустились за избой моей.
Я – с кровати,
я – в пальто,
я – к двери,
За избу, где полюшко моё.
Нет, не журавли на землю сели,
В кронах делит гнёзда вороньё.
Мы пытаны дождями и снегами,
Железом и болотом под ногами.
Нам лгали и указы издавали,
А мы ковали, строили, пахали.
Мы понимали тяжесть положенья
И упирались до изнеможенья
Ногами в землю, в небеса горбами…
Мы стали вновь наёмными рабами.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
Глухо металась ночная мгла:
Красным и чёрным, красным и чёрным.
Знамя повержено, тьма залегла.
Угли костра - как червонные зёрна.
Слушай, рабочий, ты так и не стал.
ВСЕМ,
Как пророчил семнадцатый в осень:
Выщерблен серп,
Молот наземь упал,
Карлики влезли на твой пьедестал,
Ты обворован, оболган, отброшен.
Знамя в ладонях зажми.
Угли былых революций
Вздуй и костёр разожги.
Встань, всемогущий!
Верь, расцветёт над землёй
Пламенем звёздная бездна.
Только не жди, не стой, -
Действуй!
ЭПИЛОГ
Что гнёшься, народ, как лоза,
И песнями стонешь по сёлам!?
Пророки, отверзьте глаза,
Витии, будите глаголом.
Поэты, зажгите сердца,
Пусть Данко родится в России,
Пусть светятся лица простые:
Старушки, мужчины, юнца.
Пусть разум, как солнце, взойдёт
И тьма переплавится в тени,
И русский народ отряхнёт,
С колен поднимаясь, колени.
2006 год. В.Петрухин
В.С.Петрухин
Редколлегия
В. Петрухин - гл. редактор, Л.Столярова - зам. гал. редактора, Н. Миляев - технический редактор, С. Гандилян - член редколлегии, И. Кирсанов - член редколлегии, В. Шумсков - член редколлегии, М. Ряжина – корреспондент, Л. Анисимова – корреспондент, Е. Малютина - корректор