ЕЩЁ РАЗ
О СОЦИАЛИЗМЕ
По Интернету бродят «Исходные
положения современной коммунистической теории» В.А.Ацюковского (КПРФ),
Г.В.Костина (ВКПБ), Д.В.Парамонова (ПСПН). Это выписанные из Большой Советской
Энциклопедии определения, касающиеся марксизма, ленинизма, сталинизма,
капитализма, социализма, коммунизма и всего, что с ними связано. Из этого
энциклопедического набора авторы делают свои выводы о социализме и коммунизме.
Про капитализм говорить нечего. Мы его хлебаем полной мерой. Естественно, и
социализм у авторов «Исходных положений…» выглядит так, как это было в СССР,
только со своими представлениями о власти и т.д. И вся их «современная
коммунистическая теория» в своей основе ничем не отличается от сталинизма.
Ключевое
слово в данных исходных положениях: «СОЦИАЛИЗМ».
Поскольку социализм является главным звеном на пути дальнейшего развития
человечества, о нём (социализме) и поговорим.
ИСТОКИ
СОЦИАЛИЗМ (от
латинского слова socialis
– общественный). Слово это было введено в конце 30-х годов Х1Х века французским
философом Пьером Леру (1797-1871) как противопоставление буржуазному
индивидуализму и означало: на первом плане должны стоять интересы общества.
Впоследствии
социалистическими стали называть теории и учения, которые критиковали
капитализм, стремились устранить капиталистические отношения и заменить их иной
организацией общества: например, вместо частной собственности на средства
производства - общественная собственность; вместо анархии производства и
свободной конкуренции при производстве на рынок – та или иная форма организации
производства.
Марксизм в
«Коммунистическом манифесте» различает три основные группы разновидностей
социализма: 1. РЕАКЦИОННЫЙ СОЦИАЛИЗМ (феодальный, мелко-буржуазный и немецкий
(истинный) социализм как разновидность
интеллигентского, мелко-буржуазного социализма). 2. КОНСЕРВАТИВНЫЙ (буржуазный)
СОЦИАЛИЗМ. 3. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ.
В
основании реакционного социализма лежали интересы классов феодального
общества, которые приняли капиталистические порядки, жили в них, но мечтали о
возврате старых феодальных порядков. Это разорившиеся дворяне, попавшие в
зависимость от капитала в Англии, а также Франции. К реакционному феодальному социализму
относятся представители христианского социализма – попы. Виднейшие
представители мелко-буржуазного социализма – швейцарский историк и экономист
Сисмонди, русский писатель-гигант Л.Н.Толстой, мечтавший о
«общежитии свободных и равноправных мелких крестьян», а также сегодняшний
Солженицын.
В основе
консервативного социализма лежат интересы буржуазии, которая хотела
сохранить основы буржуазного общества, его устройство, устраняя наиболее
вопиющие общественные бедствия (Прудон). В первой четверти ХХ века возник конструктивный
социализм, направленный на примирение классовых противоречий и устранение
классовой борьбы (промышленная демократия, участие рабочих в прибылях,
распространение среди рабочих мелких акций). Это американские трэд-юнионы, а
также Каутский и Отто Бауэр. Сегодня это Сахаров (конвергенция – сближение –
двух систем).
В основе
утопического социализма лежали интересы пролетариата. Его идеологи - Томас
Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Я называю это не
утопическим, а мечтательным социализмом, или младо-социализмом.
Подлинный
научный социализм начинается с Энгельса и Маркса. Ф.Энгельс в работе
«Развитие социализма от утопии к науке» пишет: социализм стал наукой благодаря
двум великим открытиям – материалистическому пониманию истории и разоблачению
тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости, «и
теперь дело, прежде всего, в том, чтобы разработать её дальше во всех её
частностях и взаимосвязях».
Разрабатывать
науку социализма дальше теоретически и практически выпало на долю В.И.Ленина.
Социализм начала ХХ века в России – это: строй, при котором отсутствуют классы,
не существует эксплуатации, средства производства находятся в общественной
собственности, общественное производство организовано и ведётся по плану.
К осуществлению такого строя стремился
пролетариат.
ИСПОЛЬЗУЯ
МАРКСИСТСКИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
МЕТОД
(общество и
мышление находятся в непрерывном развитии)
«…Диалектическое мышление – именно потому,
что оно
имеет своей предпосылкой исследование природы
самих
понятий, - возможно только для человека…
на сравнительно высокой ступени развития…»
(Ф.Энгельс)
Что такое строй, в котором отсутствуют
классы? Это значит – строй, в котором нет капиталистов (собственников средств
производства) и наёмных работников, вынужденно работающих у/на этих
капиталистов.
Что такое «не существует эксплуатации»?
Марксизмом доказано, что основной формой
капиталистического способа производства и осуществляемой им эксплуатации
рабочих является присвоение капиталистами прибавочной стоимости, которую
производят рабочие, и из которой накапливается в руках имущего класса постоянно
возрастающая масса капитала. Сущность эксплуатации - в отчуждении прибавочной
стоимости у её непосредственных производителей – рабочих.
Строй без классов и эксплуатации – это строй,
где все члены общества работают сами на себя, т.е. люди становятся собственниками
средств производства и результатов своего труда: без собственности нет
присвоения, без присвоения – нет собственности.
Что такое строй, при котором средства
производства находятся в общественной собственности? Это значит, что средства
производства являются собственностью всего народа в лице каждого его
представителя. Каждый прежний наёмный работник становится
собственником-совладельцем общего имущества. На современном уровне развития
производительных сил это - не простая задача.
Практика решает эту задачу в два этапа.
Первый этап: общенародная собственность в государственной форме. Это – СССР. На
этом этапе каждый прежний наёмный работник отдельных капиталистов становится
наёмным работником государства: «Все граждане превращаются здесь в служащих по
найму у государства… одного всенародного, государственного «синдиката». Всё
дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и
получали поровну. Учёт этого, контроль за этим упрощён капитализмом до
чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных
операций… Всё общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда
и равенством оплаты» (В.И.Ленин, "Государство и революция"). Так и было в СССР: использовали учёт и
контроль, и оплату труда, которые практиковались капиталистами.
Читаем Ленина дальше: «Но эта «фабричная»
дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров
пролетариат распространит на всё общество, никоим образом не является ни
идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от
гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперёд».
Итак, В 1917 году народ перешёл от гнусности
и мерзостей капиталистической эксплуатации к государственной эксплуатации с
социалистической идеологией. И действительно, в СССР, хотя и практиковалось
отчуждение избытка продукта труда над издержками поддержания труда, таких
гнусностей и мерзостей, какие видим и в которых живём теперь (а это капитализм
в «чистом» виде), не было.
Но должен быть второй этап, «дальнейшее
движение вперёд». Собственность надо было вывести из государственного кокона в
непосредственное владение, пользование и распоряжение свободного народа: всех и
каждого. Любые другие формы общественной собственности, если в них каждый не
является собственником-совладельцем общего имущества, тут же превратятся в
собственность какой-нибудь шайки под самой притягательной вывеской. Доказано
частнокапиталистическим и советским прошлым: наёмный работник в массе своей не
может быть активным созидателем и гражданином. Трудящийся по найму – пассивный
исполнитель, а не активный созидатель.
СССР потому и
развалился, что КПСС не хватило ни ума, ни чести, ни совести завершить
революцию: передать собственность и власть в руки народа - всех и каждого. Но
народ, вооружённый диалектическим материализмом и практикой СССР, уже никогда
не сойдёт с дороги, ведущей к подлинному социализму, а, придя к нему, никогда и
никому не отдаст свою собственность и власть, потому что каждый – активный
собственник-совладелец общего имущества.
Итак, второй
этап практического осуществления подлинного социализма: передача средств
производства в собственность всего народа в лице каждого его представителя. Каждый прежний наёмный работник государства
должен стать собственником-совладельцем общего имущества. Именно для этого и на этом исходном
положении надо организовывать современный нам рабочий класс.
Именно к осуществлению такого строя
стремился и стремится пролетариат.
Надо ли нам
идти дальше и выдумывать общество без денег, где каждый получает по
потребности, а галушки сами в рот летят? Дальше идти – надо. Выдумывать – не
надо. Коммунизм – это не какой-то отдельный необыкновенный строй сытых особей.
Это – пост-капиталистическая саморазвивающаяся система свободных людей, без
эксплуатации человека кем бы - то ни было,
в какой бы - то ни было форме.
А.В.
Чижиков |