Автор: Богдан Грицкив
Побудительным толчком к написанию
данных заметок послужила статья
С.А. Боброва «Конституция отмирающего
государства диктатуры пролетариата»
В декабре
1936 года была принята Конституция СССР, Конституция победившего
социализма, в последствии названная сталинской конституцией. Вся
пропагандистская мощь государства была направлена на восхваление
Конституции 1936 г. И на этом фоне Конституция 1918 г. отошла в тень,
была забыта. Конституция 1918 г. была составлена Лениным, и главным её
лейтмотивом было отмирание (засыпание) пролетарского государства. Были
намечены конкретные шаги по достижению поставленной цели.
И вот
сегодня, почти столетие спустя, приходится производить чуть ли не
раскопки для того, чтобы показать действительное значение Конституции
РСФСР 1918 г.
***
В
преамбуле документа говорится, что утвержденная III Всероссийским
съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом
Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной
закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Что
этот основной закон вступает в действие с момента его
опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов». Обращает на себя
внимание тот факт, что основной закон должен быть распубликован
всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех
советских учреждениях на видном месте. Кроме того, V Всероссийский съезд
Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех
без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики
изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их
разъяснение и истолкование.
Конституция
состоит из шести разделов. Первый раздел составила Декларация прав
трудящегося и эксплуатируемого народа. Во втором разделе даны общие
положения Конституции. В третьем разделе намечена сама конструкция
советской власти. В четвёртом разделе даётся толкование активного и
пассивного избирательного права. В пятом разделе идёт речь о бюджетном
праве. И в последнем шестом разделе даётся описание Герба и Флага РСФСР.
Конституция
занимает чуть более 20 страниц. Это говорит о том, что её в состоянии
были прочитать и понять сущность граждане даже с начальным образованием.
В
настоящих заметках нас более всего интересует третий раздел, в котором
речь идёт конкретно о конструкции советской власти, как это виделось
самому Ленину и его соратникам. В раздел вошли главы с шестой по
двенадцатую. Построение раздела осуществлено таким образом, что в
начале даются положения об организации центральной власти (статьи
24-52), а затем речь идёт об устройстве местных органов власти (статьи
53-63).
Для
удобства восприятия материала читателем мы свои комментарии начнём в
обратном порядке: то есть будем идти снизу, с организации выборов в
сельские Советы, а затем подниматься вверх, вплоть до Всероссийского
съезда Советов.
Вначале напомним, что по состоянию на начало 1918 года, в РСФСР первичной административной единицей были селения и города.
Несколько селений составляли волость.
Несколько волостей составляли уезд (район).
Несколько уездов и городов составляли губернию (округ).
Несколько губерний составляли область.
Области и автономные республики составляли РСФСР.
По
Конституции 1918 г. Советы депутатов образуются только в городах и
селениях (Статья 57). Во всех вышестоящих административных единицах
(волость, уезд, губерния, область) Советов как таковых не было, а
проводились соответствующие съезды Советов, о чём речь пойдёт ниже.
В городах
Советы образуются по расчёту 1 депутат на каждую 1000 человек населения,
но числом не менее 50 и не более 1000 членов. Это значит, что в
городском Совете должно было быть не менее 50 депутатов. Но и не более
1000. Скорее всего, эта мера была вызвана отсутствием помещений,
способных вместить более 1000 человек. Для текущей работы городской
Совет избирает из своей среды Исполнительный комитет по расчёту 1
человек на каждые 50 депутатов, но не менее 3 и не более 15 (Статья 58).
Для Петербурга и Москвы число членов Исполкомов допускалось не более
40. Городской Совет созывается Исполкомом или по требованию не менее
половины членов Совета. Но не реже 1 раза в неделю (Статья 59). То есть
городской Совет на свои собрания (позднее их стали называть «сессиями»)
собирается еженедельно!
В селениях
(деревнях, сёлах, станицах, местечках, аулах, хуторах и пр., городах с
населением менее 10000 человек) Советы депутатов образуются по расчёту: 1
депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не
более 50 депутатов на каждое селение (Статья 57 б). В примечании
сказано, что в тех сельских местностях, где это будет признано
осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей
данного селения непосредственно. То есть Конституция допускала в
отдельных сельских местностях вопросы управления решать не с помощью
депутатов, а общим собранием избирателей данного селения
непосредственно. Это, конечно, более высокий уровень демократии, уровень
самоуправления не только без чиновников, но и без депутатов. В этом
случае о государстве, как аппарате насилия и принуждения, уже говорить
не приходится. В этом случае государство начинает отмирать. Сельский
Совет также как и городской избирает из своей среды Исполнительный
комитет не свыше 5 человек. Сельский Совет депутатов созывается
Исполкомом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже
2 раз в неделю. Срок полномочий как городских, так и сельских депутатов
– 3 месяца.
Таким
образом, мы видим первые шаги по отмиранию государства. Если в селении 1
депутат избирается от 100 человек населения, то эти 100 человек
прекрасно знают своего депутата. Тут уже ни средства массовой
информации, ни кульки с гречкой или с сахаром не в состоянии навязать
селянам иное мнение о том или ином кандидате. Они все на виду.
Но и в
городах, при выборе депутата от 1000 населения, тоже можно с помощью
родственников, друзей, знакомых иметь ясное представление о кандидате в
депутаты. А если принять во внимание тот факт, что депутата в любой
момент можно было отозвать, что депутаты избирались сроком на три
месяца, – то всё это говорит о том, что исключалась всякая возможность
превращения депутата в чиновника, его перерождения в бюрократа.
Теперь
переходим к рассмотрению съездов Советов. Выше мы уже подчеркнули, что
Советы избирались только в городах и селениях. На всех остальных
вышестоящих уровнях проводились съезды Советов. Опять будем идти снизу,
от первичных ячеек Советской власти.
В Статье
53, пункт «г» сказано, что волостные съезды Советов составляются из
представителей сельских Советов волости по расчёту 1 депутат на каждые
10 членов Совета. Это означает, что на волостной съезд Советов
собирались только депутаты, избранные в сельские Советы. И если в
сельском Совете какого-либо крупного села было, например, 40 депутатов,
то это означает, что на волостной съезд от этого села поедут 4 депутата
данного сельсовета. Если же в маленьком селе депутатов было менее 10, то
на волостной съезд направлялся один депутат сельсовета от данного села.
Волостные съезды Советов проводились 1 раз в месяц, из своего состава
избирали Исполнительный комитет в количестве не более 10 человек.
Поднимаемся
на ступеньку выше. Уездные (районные) съезды Советов составлялись из
представителей (то есть депутатов) сельских Советов по расчёту 1 депутат
на 1000 жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район). Это
ограничение вводилось, видимо, по причине отсутствия в сельской
местности помещений, способных вместить более 300 человек.
Кроме
того, в уездных съездах Советов участвовали представители Советов
городов, население которых не превышало 10 тысяч человек. Если сельские
местности насчитывали менее 1 тысячи человек, то для избрания депутатов
на уездный съезд Советов они объединялись.
Уездные
съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты (исключительно
подотчётные съездам) числом не более 20. Уездные съезды проводились 1
раз в 3 месяца.
Губернские
(окружные) съезды Советов составлялись из представителей городских
Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000
жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не
свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва
уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы
проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом
Советов. Губернские съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты
числом не более 25. Губернские съезды Советов проводились 1 раз в 3
месяца.
Областные
съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и
уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а
от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500
делегатов на всю область, либо из представителей губернских
съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд
собирается непосредственно перед областным съездом Советов. Областные
съезды Советов избирали свои Исполнительные комитеты числом не более 25.
Областные съезды Советов проводились 2 раза в год.
Исполнительные комитеты всех уровней всецело были подотчётны избравшим их съездам Советов соответствующего уровня.
И, наконец, Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских,
красноармейских и казачьих депутатов составлялся из представителей городских Советов по расчету
1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов
по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов. Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.
Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
Таким
образом, мы видим, что, начиная снизу, каждый вышестоящий съезд Советов
составляется из депутатов городских и сельских Советов и делегатов
нижестоящих съездов. А это означает, что выборы были ступенчатыми.
Жители городов и селений избирали только депутатов городских и сельских
Советов, а эти последние из своего состава избирали представителей на
вышестоящие съезды. То есть, граждане РСФСР не избирали ни районных, ни
областных депутатов Советов, поскольку таковых просто не существовало. А
это, далее, означает, что избиратели знали только своего депутата. По
поручению своих избирателей их единственный депутат занимался как
местными вопросами, так и (через систему представительства)
общегосударственными вопросами.
Своего
депутата все избиратели знали в лицо. Он перед ними регулярно
отчитывался. Он просто не мог не отчитываться, учитывая частоту собраний
Советов. Напомним, что в городах депутаты Советов собирались на свои
собрания еженедельно, а в селениях – 2 раза в неделю. Если к этому
добавить тот факт, что срок полномочий депутатов был 3 месяца, а отсюда
следует, что перевыборы проводились через каждые 3 месяца, – то чинуше и
бюрократу не было никакой возможности удержаться длительное время на
своей должности. А поскольку депутатские обязанности выполнялись
бесплатно, в свободное от основной работы время, – то отсюда следует,
что у кандидатов в депутаты не было стремления устроиться на тёплое
местечко, которое можно было бы использовать в своих корыстных
интересах.
Если же к
нормам Конституции РСФСР 1918 г. добавить положения, записанные в
Программе РКП(б) 1919 г., то мы получаем конструкцию действительно
отмирающего государства.
Вот несколько положений из Программы РКП(б) 1919 г.:
-
сближение государственного аппарата с массами тем, что избирательной
единицей и основной ячейкой государства становится не территориальный
округ, а производственная единица (завод, фабрика);
- обязательное привлечение каждого члена Совета к выполнению определённой работы по управлению государством;
-
постепенное вовлечение всего трудящегося населения поголовно в работу по
управлению государством, что ведёт к уничтожению государственной
власти;
- поголовное привлечение трудящегося населения к отправлению судейских обязанностей;
- замена торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов,
- плата всем, без изъятия, должностным лицам в размере, не превышающем среднюю плату хорошему рабочему;
-
организация всего населения в единую сеть потребительных коммун,
способных с наибольшей быстротой, планомерностью, экономией и с
наименьшей затратой труда распределять все необходимые продукты;
- охват
кооперативами всего населения, слияние кооперативов в единый, сверху
донизу охватывающий всю Советскую республику кооператив;
- переход
от мелкобуржуазных кооперативов старого, капиталистического типа к
потребительным коммунам, руководимым пролетариями и полупролетариями;
-
обязательное держание денег в народном банке; введение бюджетных книжек;
- замена денег чеками, краткосрочными билетами на право получения
продуктов и т. п.
- введение
6-часового рабочего дня без уменьшения вознаграждения за труд и при
обязательстве трудящихся обучаться технике государственного управления и
военному искусству.
Несомненно,
что определённая часть этих положений была некоторым забеганием вперёд,
что неоднократно подтверждал и сам Ленин. Другую часть этих положений
не позволили осуществить гражданская война и иностранная военная
интервенция. Но подавляющую часть норм Конституции РСФСР 1918 г. и
положений Программы ВКП(б) 1919 г., направленных на отмирание
государства диктатуры пролетариата, не просто можно, но и должно было
проводить в жизнь и в предвоенные и в послевоенные годы.
|