ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАПИТАЛИЗМ ПРИ КОММУНИЗМЕ ПО ЛЕНИНУ(из отчетного доклада на XI съезде ВКП(б))
<...> А третий, дополнительный, это - по вопросу о государственном капитализме. Жаль, что на съезде нет
тов. Бухарина, хотелось бы мне с ним немного поспорить, но лучше отложу до
следующего съезда. По вопросу о государственном капитализме вообще наша пресса и
вообще наша партия делают ту ошибку, что мы впадаем в интеллигентщину, в либерализм,
мудрим насчет того, как понимать государственный капитализм, и
заглядываем в старые книги. А там написано совершенно не про то: там
написано про тот государственный капитализм, который бывает при капитализме,
но нет ни одной книги, в которой было бы написано про государственный
капитализм, который бывает при коммунизме. Даже Маркс не догадался написать ни одного слова по
этому поводу и умер, не оставив ни одной точной цитаты и неопровержимых
указаний. Поэтому нам сейчас приходится выкарабкиваться самим. И если
обозреть в уме нашу прессу по вопросу о государственном капитализме одним общим
взглядом, как я пытался это сделать, готовясь к настоящему докладу, то
получается убеждение, что там стреляют совсем мимо, глядят совершенно в
другую сторону.
Государственный капитализм, по всей литературе экономической, - это тот капитализм,
который бывает при капиталистическом строе, когда государственная
власть прямо подчиняет себе те или иные капиталистические предприятия. А у нас государство
пролетарское, 85 на пролетариат опирается, пролетариату
дает все политические преимущества и через пролетариат привлекает к себе
крестьянство с низов (вы помните, что мы начали эту работу с комбедов). Поэтому-то
государственный капитализм сбивает очень и очень многих с толку. Чтобы
этого не было, надо помнить основное, что государственный капитализм в таком виде, какой
мы имеем у себя, ни в какой теории, ни в какой литературе не разбирается по той
простой причине, что все обычные понятия, связанные с этими словами, приурочены
к буржуазной власти в капиталистическом обществе. А у нас общественность,
которая с рельсов капиталистических соскочила, а на новые рельсы еще не
вошла, но руководит этим государством не буржуазия, а пролетариат. Мы не хотим понять, что когда мы говорим «государство»,
то государство это - мы, это - пролетариат, это - авангард рабочего класса. Государственный
капитализм, это - тот капитализм, который мы сумеем ограничить, пределы которого
мы сумеем установить, этот государственный капитализм связан с государством,
а государство это - рабочие, это - передовая часть рабочих, это - авангард, это
- мы.
Государственный капитализм, это - тот капитализм, который мы
должны поставить в известные рамки и которого мы не умеем до сих пор поставить
в эти рамки. Вот в чем вся штука. И уже от нас зависит, каков будет этот государственный
капитализм.
Политической власти у нас достаточно, совершенно достаточно; экономических
средств в нашем распоряжении тоже достаточно, но недостаточно умения
у того авангарда рабочего класса, который выдвинут, чтобы непосредственно
ведать, и чтобы определить границы, и
чтобы размежеваться, и чтобы подчинить себе, а не быть подчиненным. Тут нужно только умение, а его у нас нет.
Положение, совершенно невиданное в истории: у пролетариата, у революционного авангарда, совершенно
достаточно политической власти, а наряду с этим - государственный капитализм. Гвоздь
вопроса в том, чтобы мы поняли, что это тот капитализм, который
мы можем и должны допустить, который мы можем и 86 должны
поставить в рамки, ибо капитализм
этот необходим для широкого крестьянства
и частного капитала, который должен торговать так, чтобы удовлетворять нужды
крестьянства. Необходимо дело поставить так, чтобы обычный ход
капиталистического хозяйства и капиталистического оборота был возможен, ибо это нужно
народу, без этого жить нельзя. Все остальное не является для них, для
этого лагеря, абсолютно необходимым, - со всем остальным они могут примириться. <...>
ЛЕНИН, т. 45, стр. 84-86 *******************
Re: Re[5]: Государственный капитализм в переходный период как временная мера по стабилизации экономики ... Собственность вообще, государство как собственник, право собственности,
в частности. Повторяю! Понятие "собственность" само по себе
есть бессмысленная абстракция. Потому, что обладать чем-то можно только на
основе ПРАВА!!! Или по Закону, или по силе оружия. И как только мы
начинаем мыслить категорией права, высвечивается и дальнейшая логика
мысли. А владение на основе какого права? Владеть можно на основе
права полного распоряжения (квиритское). Как владели безраздельно
рабами и землей. Но можно владеть и на основе права только управления.
Когда рабовладелец или капиталист нанимает управляющего, который
иногда настолько обворовывал хозяина, что завладевал его имуществом. Но
можно владеть и на основе права пользования. Как общественным туалетом, у
которого есть свой владелец и управляющий.
А "социалистическое государство"
владеет общественным достоянием на основе какого права? Полного
распоряжения? Не имеет такого права. Государство суть штат наемных
работников - УПРПАВЛЯЮЩИХ. Но не собственников-распоряженцев.
Государство не может быть само по себе капиталистом-собственником.
Следовательно, и государственного капитализма строго говоря быть не может.
Так что же это за случай - "советское социалистическое
государство"?
Не собственник, а капиталист по сути организации
производственных отношений и отчуждению средств производства капитала и
результатов труда от рабочего! Капиталист, но чиновники не являются собственниками.
Капиталист, но весь новый капитал,, отчужденный от рабочего.
от народа, возвращался самому же народу в виде общественных фондов
потребления!
В какие научные схемы его можно вписать? В какие
пресловутые "фазы" чего-то? Никуда не вписывается. Каждый
комментатор видит то, что ему заблагорассудится.
Единственная схема, о которой говорил Маркс и о которой
было строжайше запрещено говорить в СССР, это т.н.
АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА! Сначала Ленину, а затем КПСС
уж очень не хотелось прославиться азиатским способом производства.
Вот Китай, как блестящий пример, смог развиться дальше, правда, в капитализм, и
весьма в позитивном смысле. Азиатский способ СССР тоже
"развился". в капитализм, но в форме деградации. Азиатский способ
производства характеризуется отношением наемного работника - собственника рабочей
силы (как и при капитализме) и государства как УПРАВЛЯЮЩЕГО общим
имуществом. (((((((Капиталистический способ производства характеризуется отношением того же наемного работника, а с другой стороны - КАПИТАЛА.
Вопрос: А чем характеризуется СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ (социальный) способ производства? Отношениями между КЕМ и КЕМ??? ))))))
Вот именно этот "грубый",
антигуманистический "коммунизм и критиковал Маркс в приведенном мною
недавно отрывке.
Закон неумолим. Отчужденный рабочий, отчужденный
чиновник, абстрактное государство приводят только к частной
собственности, которую обретают по Закону только УПРАВЛЯЮЩИЕ общим
имуществом. Чиновник сначала ворует, то чем управляет, (приватизирует
частями), а потом приватизирует полностью. Тогда
чиновник-капиталист отстраняет, отчуждает государство от управления
теперь уже частной собственностью, а рабочий опять остается наемником.
Отчужденным от всего.
Вопрос. А можно ли сделать так, чтобы всем народным достоянием
управляло само общество в лице конкретных его членов? Но управляло не на
праве полного распоряжения, как капиталист, (это шаг назад), а на праве
только УПРАВЛЕНИЯ этим общим достоянием? Управления пожизненного, без
права наследования и продажи. Этим полностью уничтожается сама идея
собственности, которая становится национальным достоянием, преодолевается
отчуждение рабочего от средств производства капитала, которые превращаются в
его руках в СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, упраздняется класс чиновнгичества и
навсегда уничтожается возможность приватизации, навсегда уничтожается
эксплуатация человека человеком, каждый человек сам своим трудом обеспечивает
себе жизненный уровень, и содержит общество, накапливая общественное
достояние, каждый человек осваивает участием самоуправление и
пр. и пр.! Так вернемся к "госкапитализму"? |