ИНФОРМАЦИЯ об итогах заседания Оргкомитета КС /14 августа 2013г./
Присутствовали: члены Оргкомитета КС: С.С. Гандилян, М. Гаврилов, Б.В. Дроздов, В.И.Пунтус, С.Б. Чулок, А.В.Чижиков - координатор КС и общественные наблюдатели: Ю.А.Беликов - руководитель секции «Просвещение», В.Е.Яковлев - член Правления Фонда «Центр марксистских исследований». ПОВЕСТКА ДНЯ
1. Информационное сообщение о видео-мосте заседания Оргкомитета КС от 12 августа 2013г. 2. Предварительные итоги обмена мнения по проектам №1-4 (проведенные в дискуссионной рассылке ИГ НК /ЕПСТР - Оргкомитета КС 3. Организация работы по отработке понятия «собственность»: Собственность это понятие: - экономическое. - юридическое. 4. Разное.
Заседание прошло успешно: вышли на новый уровень работы, позволяющий наполнять содержанием работу Научно-исследовательской группы /НИГ-КС/. Члены Оргкомитета КС подтвердили, что все документы и сопроводительные материалы, предложенные к утверждению Рабочей группой приняты. Наблюдатели, присутствующие на заседании высказали критические замечания, которые были благожелательно приняты и учтены в ходе работы. На заседании Оргкомитета КС участники приступили к рассмотрению и раскрытию понимания «собственности» как политэкономического понятия. То есть, с раскрытием сути экономических отношений между людьми (субъектами - единоличной, коллективной, национальной /общественной/ собственности) в контексте различных вариантов владения национальным достоянием России. Подтверждено, что на КС-2 будет продолжено рассмотрение проектов №1-4 (будут добавлены ещё два материала). Члены Оргкомитета КС солидарно согласились в том, что проект №2 - является основным проектом, содержащим на сегодня перспективы его подробной разработки для реализации лозунга «Собственность и власть самоуправляемому народу». Участники заседания приступили к выработке алгоритмов - форм экономического устройства общества, выражающих суть отношений собственности, отражающие те положения вещей, что были в СССР, есть в современной России и намечаются к реализации новой моделью общественных отношений. На заседании Оргкомитета КС по инициативе В.И. Пунтуса был рассмотрен проект алгоритма графического изображения отношений собственности, с элементами, поясняющими особенности проекта №1. По общему убеждению членов Оргкомитета КС новая модель общества - это особый тип государства переходного периода. Установление нового государства невозможно: 1/ без восстановления статуса КВО граждан всех бывших советских республик, существовавшего до декабря 1991 года; 2/ последующей передачи собственности и власти самоуправляемому народу /таков вектор работы, утверждённый КС-1/. Поскольку термин и понятие «самоуправляемый народ» не понятны для части участников заседания Оргкомитета КС, решили поставить и понятие «самоуправление» в план работы по его разъяснению.
СПРАВКА: Согласно Конституции СССР Глава 2 ст. 1 - СССР это общенародное государство. А согласно ст. 10 Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. То есть государственная собственность и общенародная собственность в СССР это синонимы. Следовательно, государственная собственность СССР - это общенародная собственность - совокупная собственность всех граждан СССР - т.е. физических лиц. СССР распался. Но народ сохранился. Сохранилась и его собственность - в форме общенародной. С образованием РФ народ - проживающий на территории РФ не изменился, и права собственности остались за ним. И собственность на территории РФ осталась та же. Следовательно, собственность бывшего СССР, оставшаяся на территории РФ и после развала СССР это общая совокупная собственность граждан РФ. Принятая позже Конституция Российской Федерации определила, что в РФ имеют право быть все виды собственности, но нет ни слова об изменении формы собственности оставшейся в РФ после ликвидации СССР, ни об изъятии или отчуждении общенародной собственности. Таким образом, российская собственность, собственность страны осталась в той же форме - общенародной, то есть в форме совокупной собственности всех граждан России.
В ходе обсуждения, упоминались работы по вопросам собственности М.К. Голубева и В.С. Петрухина. Голубевым рассматриваются три типа отношений собственности: собственность как имущество (1), как право им распоряжаться (2) и как экономические отношения (3). По назначению имущество делится на средства производства и предметы непосредственного удовлетворения потребностей человека. Публикацию большого материала «Собственность и самоуправление», автора В.С. Петрухина, провела газета ЭФГ, №№14, 15,16-17, 2010г. /см.архив сайта "ЭФГ": http://eifgaz.ru ; http://eifgaz.info/ Повестка дня, предлагаемая для рассмотрения участниками КС-2:
1. Довести до участников КС-2: 1.1 - персональный состав Рабочей группы /РГ/, - Научно-исследовательской группы /НИГ-КС/, - план работы Оргкомитета КС и круглого стола.
1.2. краткую информацию об оценке Оргкомитетом КС, представленных на рассмотрение проектов №№1-4; о решении Оргкомитета КС о придании проекту №2 приоритета в дальнейшем исследовании и уточнении.
2. Ознакомить участников КС-2 с графическим изображением алгоритма отношений собственности в понимании авторов проектов №1 и №2, проектов №3, 4.
3. По предложению участников КС-2 выделить и обсудить вопросы, которые необходимо оформить как наказы Рабочей группе Оргкомитета КС для подготовки КС - 3.
4. Разное.
15 августа 2013г., Москва. А.В.Чижиков - координатор КС.
**************** В порядке выполнения решения Оргкомитета Круглого стола:
Более качественно смотрите в файле по ссылке ЗДЕСЬ.
*****************
СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
Собственность, т.е. владение, пользование и распоряжение средствами
производства (средствами и предметами труда), и самоуправление в современном
обществе – неразрывно связанные понятия и практические отправления. Не может
быть собственности, взятой в совокупности производственных и общественных
отношений, без самоуправления собственников, а самоуправления – вне
собственности. На это указывают формы и способы реального владения,
пользования и распоряжения.
У
собственности несколько лиц. Собственность – это, во-первых, присвоенные
кем-то (принадлежащие ему) средства и предметы труда, во-вторых, право:
способ и форма присвоения средств производства, а также материальных и иных
выгод от них, в-третьих, отношения присвоения: отношения между теми, кто
присваивает (на основании закона, по праву) средства производства, а также
материальные и иные выгоды от них, и остальными людьми, кто не может
воспользоваться правом присвоения средств производства на законном
основании, а следовательно, вынужден обеспечивать присвоение тех, кто
пользуется этим по установленному праву. Отношения собственности
(присвоения) – это корневая система отношений между людьми.
Когда владеют, пользуются и распоряжаются средствами производства только
10–15% населения, выстраивается частнокапиталистическая экономическая
система и антагонистические отношения между собственниками и не
собственниками (наемными работниками). Акционирование не изменяет этих
отношений.
Когда собственником средств производства становится государство, как было в
СССР, выстраивается иная, по сравнению с частнокапиталистической,
экономическая система – «государственный капитализм при коммунизме» (В.И.
Ленин) и антагонистические отношения между представителями
государства-собственника (партийной властью и ее наместниками) и
эксплуатируемым населением (напомню, что эксплуатация – это отчуждение
прибавочной стоимости собственником у тех, кто ее производит).
СОБСТВЕННОСТЬ,
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
Собственность и ее отношения являются основой всего спектра производственных
и общественных отношений: хозяйственных, юридических, государственных.
"Собственность в самом широком смысле слова означает присвоение природы со
стороны человека (индивида) внутри и при помощи определенной формы общества,
и в этом смысле собственность (присвоение) является обстоятельством, от
которого безусловно зависит всякое производство и, значит, всякое общество".
Это общее, но очень точное наблюдение и определение принадлежит человеку,
чьи достижения в науке экономике остаются значимыми и неколебимыми, несмотря
на потрясения идей социализма во всем мире из-за потрясений, случившихся в
СССР. Я говорю о Карле Марксе. И все попытки поколебать их лишь подчеркивают
предвзятость и ничтожество современных критиков и ниспровергателей.
Отношения присвоения (собственность) формируют государственные устои и
подготавливают новые перевороты до тех пор, пока на определенном уровне
развития производительных сил собственником не станет каждый человек.
Собственность, по существу, до того как она становится понятием
собственности, наличествует лишь как материальное средство для построения
тела и поддержания жизни и вытекает из естественной необходимости
неосознанного "присвоения" этого материального средства, например пищи.
Только из этого естественного побуждения всего живого сохранить себя может
возникнуть и возникает понятие "мое" и представление о "не моем". А дальше,
как только "определенные индивиды, определенным образом занимающиеся
производством, вступают в определенные общественные и политические
отношения" (Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология), возникает право
собственности.
Правоведы, обслуживающие собственника капиталиста, называют собственность
священным естественным правом человека, основывая понятие собственности на
противоположности между лицом и вещью: "вещь, так как она безвольна, имеет
назначение быть подвластной волеспособному лицу". Вся буржуазная наука, –
говорит русский юрист П. Стучка, – сходится в том, что понятие собственности
является общим правовым понятием, лежащим в основе всех самых различных
правопорядков.
Первоначально собственность – это естественное присвоение человеком
собственного результата своей деятельности. Потом – это право простого
товаропроизводителя присваивать себе весь продукт своего труда, включая
выгоду за излишек (продукт прибавочного труда). Затем начинается отделение
собственности от труда. Собственность переходит к завоевателю как его право
присваивать себе продукт прибавочного труда тех, кого он покорил (дань
натуральную). Далее собственность – это право крупного землевладельца
присваивать себе весь труд своих собственных крестьян. Потом – это право
капиталиста присваивать чужой неоплаченный труд. Образно говоря, десятеро
таскают из моря рыбу, а один на берегу складывает ее в свой мешок и выдает
из него десятерым по рыбешке на пропитание, чтобы хватило сил каждому и
впредь таскать для него дары моря. Таким образом, первоначальная
естественная неотделимость труда и присвоения обернулась при капитализме
и власти номенклатуры КПСС их полным разделением. И эта несправедливость не
перестанет висеть над человечеством, пока присвоение снова не соединится с
трудом в пользу каждого трудящегося человека.
Мир знает целый ряд иных теорий, объясняющих и обосновывающих право
собственности. Это богословская теория (всё от Бога). Теория оккупации
(захвата). Теория общественного договора (борьбы и соглашения). Эта теория
выводится из тезиса, что в естественном состоянии человек человеку – волк.
Отсюда – борьба всех против всех, необходимость общественного договора и, в
целях сохранения мира в обществе, необходимость государства (Томас Гоббс).
Теория трудового происхождения всякой собственности, согласно которой
собственность приобретается посредством труда (Джон Локк). Теория
государственного происхождения, согласно которой собственность делегируется
государствам. Теория социальной функции, по которой собственность доверяется
владельцам обществом (Стучка П. Собственность, Энциклопедия государства и
права. Т. 3. Изд. Коммунистической академии, М., 1925–1926 гг., с. 889–900).
Разные авторы, разные теории, разное время. Всё в определенной мере
справедливо. И хотя ни одна из теорий не может претендовать на научную
истину, в одном они едины: собственность – это присвоение. Право
собственности рассматривается также по признакам владения, пользования и
распоряжения. И здесь практически всё сводится к договорам о присвоении
выгоды.
Собственность в СССР не была социалистической. Это была переходная форма,
которую в 1936 году И.В. Сталин объявил социалистической, а строй –
социалистическим строем. Вернуть этот «социализм» стремится КПРФ и вся левая
часть сегодняшней России. Но назад дороги нет – стремиться можно, вернуть
нельзя.
Весь экономический опыт СССР подтверждает: производство и присвоение
прибавочной стоимости (а она, как и всюду, отождествлялась у советских
экономистов с прибылью) – вот цель и основное назначение отношений
собственности. Собственность есть присвоение прибавочной стоимости (прибыли)
через присвоение объекта собственности или через право владеть, пользоваться
и распоряжаться объектом.
К.
Маркс рассматривает право собственности диалектически, как развитие
отношений господства и рабства, капитала и наемного труда с целью присвоения
прибавочной стоимости (прибыли). В СССР право собственности проявилось как
отношение государства в лице управляющей КПСС и наемного труда подданных с
той же известной целью – присвоения прибыли.
Собственность, или просто – вещь, ни в одном из ее смысловых значений (как
имущество, как право им распоряжаться, как условие возмездной передачи
полномочий) не является стимулом к труду. Стимулом является производство и
присвоение прибавочной стоимости (прибыли). Отсюда только один шаг до
всеобщего беспристрастного вывода: объект, вещь, средства производства
становятся чьей-то собственностью лишь постольку, поскольку это имеет своей
целью производство и присвоение прибыли для самого собственника.
Меняются формы и отношения собственности, но сущность ее всегда одна и та же
– это присвоение прибыли или любой другой выгоды: материальной или духовной.
Иными словами, это всегда присвоение того, что конкретная вещь дает человеку
при обладании ею, для чего она нужна, а не присвоение вещи как таковой.
Следовательно, собственные средства производства – это прибавочная, или
добавочная, стоимость (прибыль) для их хозяина. Для нас важно помнить, что
это всегда прибавочный труд людей, работающих в организации.
Теперь посмотрим на категорию «заработная плата». Я, естественно, не буду
рассматривать зарплату во всех ее многочисленных ипостасях. Задача –
определить историко-социальный аспект формирования заработной платы,
показать, что она представляет собой на самом деле, основные формы ее
проявления. Как советские ученые-экономисты эту капиталистическую категорию
превратили в социалистическое научное понятие?
Первоначально человек, взаимодействовал со своей землей (трудился) и
полностью вознаграждал себя результатом собственного труда: жильем, одеждой,
пищей. Потом земля сконцентрировалась в руках отдельных лиц, а рабочая сила
вытесненных с земли людей стала существовать сначала в виде собственности
нового владельца (рабство), затем сама по себе (свободный труд). Рабочая
сила и капитал отделились друг от друга и стали существовать порознь:
капитал – у 10–15% граждан-собственников; свободная рабочая сила – у 85–90%
граждан – наемных работников. Первоначальный результат собственного труда
(после отделения от капитала) превратился в необходимый набор (фонд)
натуральных средств для поддержания и воспроизводства жизни рабочего. Это
материальная основа цены рабочей силы. Влияние на цену оказывает и
конъюнктура рынка. Таким образом, цена рабочей силы, как и любого товара,
формируется общественно необходимыми затратами на ее производство и
воспроизводство, а также спросом и предложением на рынке рабочей силы.
Рабочая сила – это способность человека к труду. Как только предприниматель
и работник "ударили по рукам" (договорились о цене), способность к труду
превращается в конкретную работу, а договорная цена – в заработную плату.
Теперь работник обязан в течение дня трудиться, а предприниматель в обмен на
его труд обязан выплачивать ему определенную сумму денег в виде заработной
платы. В этой сделке и в этом способе оплаты труда, после того как труд
состоялся, продажа рабочей силы приобретает видимость продажи самого труда,
а заработная плата – видимость его полной оплаты.
Итак, работник получает цену своей рабочей силы в виде заработной платы или
четко определенного рабочего фонда необходимых жизненных средств (в денежном
выражении), дифференцированного по отраслям, регионам, странам. Каким бы
образом (в виде повременной, почасовой, поденной, понедельной, помесячной,
или сдельной оплаты со всеми ее модификациями, призванными интенсифицировать
труд) этот фонд ни попадал в руки рабочего, он всегда остается на заданном
реальном уровне (колеблется около него). Работник получает основную зарплату
и премии. Но пусть никто не заблуждается: в целом это всё тот же
предусмотренный заранее фонд необходимых жизненных средств, только
разделенный на две части и реализуемый по урочно-премиальной системе
Тейлора.
Но товар "рабочая сила" имеет одно специфическое свойство. Оно состоит в
том, что в процессе соединения со средствами производства (труда) рабочая
сила может создавать в единицу времени значительно большую стоимость, чем
стоимость товаров, необходимых для ее воспроизводства. Это происходит в силу
естественных особенностей человека производить больше, чем ему лично надо
(содержание детей, стариков, создание запасов), а также в силу воздействия
на него самодовлеющих обстоятельств общественной жизни и современного
производства.
Согласно договору капиталист (предприниматель, промышленник) выплачивает
рабочему в виде заработной платы стоимость его рабочей силы. А остальную
часть созданной рабочим стоимости капиталист присваивает в качестве
прибавочного продукта в деньгах. Следовательно, работая, например, ежедневно
8 часов, рабочий в течение этого времени воспроизводит стоимость рабочей
силы и создает прибавочную стоимость. Распространенный ранее и теперь способ
оплаты наемного труда предполагает, что способность человека к труду
совпадает с его трудом и, таким образом, оплачивается не рабочая сила по
своей стоимости, а весь труд.
Заработная плата и прибавочная стоимость, производимая рабочими и
присваиваемая предпринимателями, пришла в капитализм от феодалов. Работа на
себя в помещичьем хозяйстве превращается в цену рабочей силы наемного
работника. Прибавочная стоимость явилась превращенной формой результата
работы на помещика, рабского (барщинного, крепостнического) труда. Работа на
себя и соответствующая ей цена таковы, что достаточно нескольких часов
интенсивного труда, чтобы покрыть их. Работа на помещика (оброк в пользу
помещика) превращается, по сути, в прибавочную стоимость. Сначала – в
абсолютном значении, когда капиталист пользуется рабочей силой, допустим, не
6 часов, достаточных для покрытия обозначенной в договоре цены, а 12 часов.
Иными словами, заключив договор с рабочим на определенную сумму
вознаграждения, капиталист получает возможность (приобретает право)
пользоваться рабочей силой в течение всего дня по своему усмотрению. С
развитием производительных сил прибавочная стоимость становится
относительной, когда продолжительность рабочего дня устанавливается законом
(не может быть увеличена) и даже сокращается, а интенсивность труда
увеличивается за счет организационных и технологических преобразований.
Производство и присвоение прибавочной стоимости становятся смыслом жизни
предпринимателя. И это естественно. Остановиться нельзя, даже замедлить
темпы производства нельзя. Конкуренты обойдут мгновенно. Минимум затрат на
единицу продукции – максимум прибыли. Это и есть основной закон капитализма.
А поскольку он начинается с прямого грабежа (производят прибыль
многочисленные одни, присваивают малочисленные другие) и является законным,
из этого корня вырастают мошенничество всех оттенков и преступления всех
видов, поскольку они имеют общественную природу.
Капиталистическая категория прибавочной стоимости (неоплаченного труда)
представляется исторически данной (барщина) и поэтому подлинной. Именно она
лежит в основании всех прибылей, как бы и почему бы они ни накручивались.
Именно потому, что производство прибавочной стоимости – подлинное явление,
весь наживающийся мир сжимает кулаки против марксизма, раскрывающего тайну
наживы, и пытается стереть его в порошок. Именно потому, что производство
прибавочной стоимости основательно запутано учеными и властвующими
коммунистами и сложно для понимания самими ее производителями,
капиталистический мир сегодня празднует победу. Справедливости ради скажу,
что не все капиталисты сделали вид, что прибавочная стоимость – надуманная
категория. Первым капиталистом, признавшим ее подлинность, был Ф. Энгельс.
Признали это и все ведущие капиталисты России того времени (фабриканты Савва
Морозов, Рябушинский).
Виктор Семенович
Петрухин,
член
инициативной группы
«Новые
коммунисты» по созданию ПРКР
29.04.2010г. ЭФГ, №15. ЧАСТЬ2 СОБСТВЕННОСТЬ
И САМОУПРАВЛЕНИЕ
Современный мир знает
множество попыток соединить рабочую силу и капитал в «социалистическом
экстазе».
ВОКРУГ ДА ОКОЛО
И в России бытует множество
новых, несоциалистических и псевдосоциалистических концепций: А.И. Солженицына
(«Как нам обустроить Россию») с теорией умеренной частной собственности и
земского самоуправления; В. Белоцерковского («Самоуправление») и П.
Абовина-Егидеса («Как каждому стать богатым») с теорией западной групповой
трудовой собственности и самоуправляющихся коллективных предприятий; М.А.
Чартаева с теорией саморазвития общества на основе аренды общественного
имущества в индивидуальную собственность и реализации продукции арендодателю по
его правилам и экономическим параметрам; С. Федорова с теорией
частноколлективной собственности закрытых акционерных обществ и самоуправления
в виде народного капитализма; В.А. Мирошниченко с теорией развития культуры
собственности работников акционерных предприятий; А.С. Шушарина с «отношениями
людей по поводу процессов производства (технологий)» как объекта собственности.
Белоцерковский,
Абовин-Егидес и Федоров, как мы увидим, стоят, по существу, на одной позиции.
Чартаев также находится в этом ряду, но смотрит масштабней и доводит систему
участия каждого работника в прибылях до уровня изобретений известного чешского
обувщика начала прошлого века Томаса Бати, у которого на фабриках цех торговал
с цехом, а "рабочие и служащие... покупали друг у друга полуготовый или
готовый фабрикат..." (Рудольф Филипп, Неизвестный диктатор Томас Батя).
Полностью смотрите здесь.
СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
(часть
3)
Когда
в условиях общественной собственности на средства производства владеют,
пользуются и распоряжаются национальным богатством 100% населения и каждый
по праву взаимодействует в непосредственном производстве со своей частью
общего имущества, выстраивается социалистическая экономическая система и
неантагонистические соревновательные (товарищеские) отношения между
собственниками, то есть между людьми с одинаковым правом присвоения, между
людьми одинакового общественного положения.
ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ
РУССКИХ ОБЩИН К САМОУПРАВЛЕНИЮ РОССИЙСКОГО НАРОДА
Понятие "самоуправление" сводится к следующему определению. Это система
местного (территориального) и производственного (на уровне предприятия)
управления, при которой более или менее широкий круг вопросов, решаемых по
преимуществу местными правительственными чиновниками или администрацией
предприятия, передается в ведение органов, избираемых местными жителями или
работниками. Таким способом подлинная власть доверяет народу вести
государственные дела на местном уровне. Переданный местному самоуправлению
круг вопросов всегда соответствует экономическому и правовому порядку
государства. Поскольку народ неоднороден и делится по экономическим,
социальным и физиологическим признакам, постольку на местном уровне идет
дележ государственной власти между различными слоями населения, обычно в
пользу местных собственников или их покровителей. Так, руками народа,
укрепляется государственная власть и существующий способ присвоения.
Следовательно, самоуправление нигде и никогда еще не было народовластием.
Это всегда власть тех, кто владеет, пользуется и распоряжается имуществом
для себя через свои формы общественного устройства. И нетрудно понять, что
самоуправление как демократия (народовластие) развернется реально тогда, и
только тогда, когда народ, в лице каждого из нас, станет
собственником земли и других средств производства. В иных случаях
самоуправление народа останется манком, с помощью которого охотники до
власти завлекают замученного повседневностью обывателя.
Подлинное самоуправление народа должно идти от конкретного человека, который
самостоятельно управляет собственной судьбой и у которого "права короля и
обязанности простолюдина". Он сам – независимый хозяин своего полного
дохода: его производитель и его потратчик. Для этого надо иметь
неотчуждаемую экономическую основу – собственность, которая способна
постоянно беременеть выгодой, стоит лишь хорошенько потрудиться. Только
хозяева собственной жизни могут равноправно и с выгодой для каждого
участника совместно управлять жизнедеятельностью предприятия, территории,
субъекта федерации, всей федерацией. Это можно делать непосредственно
(собрания, референдумы, законодательная инициатива) и через выборные органы.
Народ – собственник в лице каждой своей индивидуальности – будет
заинтересованно и по праву выбирать оплачиваемых избирающими территориями
представителей высших органов правления (законодателей, координаторов,
судей), прекращать оплату тех, кто не оправдывает доверие. Избранные не
должны и не будут являться членами политических организаций, а если являются
таковыми, обязаны выйти из них. Поскольку самоуправляемый народ действует по
собственному почину и для самого себя, высшие органы законодательного
установления превращают народные инициативы в законы и нормативы,
направленные на увеличение материального и духовного богатства каждого
гражданина и социальную крепость всего населения. Высшими органами
законодательного установления избираются подконтрольные им и народу
исполнительные органы правления, задача которых – координировать исполнение
бюджета, законов и нормативов и отчитываться перед избравшими их
собственниками. Законодателями должен избираться и конституционный суд. Его
задача – защита основ конституционного строя, прав и свобод
граждан-собственников.
Так, через представителей в высших и местных органах правления, а также
прямо, через референдумы, свободу слова, печати, собраний, митингов и
шествий, реализуется самоуправление граждан-собственников. Его функции:
координация внутренней экономической и социальной жизни, а также
представление интересов народа на международной арене. Не государство должно
доверять народу кое-какое местное управление, а народ должен избирать своих
оплачиваемых представителей, доверять им правление от своего имени по всей
вертикали и отказывать в доверии в любое время при ухудшении своей жизни или
ущемлении своих прав.
Вся производственная и социальная инициатива в пределах законов и нормативов
(владение, пользование и распоряжение капиталами, планирование,
производство, руководство предприятиями, создание организационно-правовых
форм, обмен, присвоение и распределение прибыли и прочее, а также контроль
за деятельностью правящих представителей) должна быть в руках
осуществляющего права собственности населения.
Итак, народ управляет сам собой тогда, и только тогда, когда каждый
гражданин – собственник.
Но
как только вырастает вопрос о народовластии, все властолюбцы, мечтающие
встать над народом (и особенно вставшие над ним), кричат, что это
невозможно, чтобы весь народ стоял у власти или чтобы он мог управляться без
них. Они кричат это из-за нежелания отдавать власть народу, а не потому, что
невозможно превратить каждого в собственника. Именно последнее
(невозможность превратить каждого в собственника) и пытаются доказать чаще
всего. А после падения СССР это становится как бы и не требующим
доказательства.
В
свое время Россия, а потом и СССР пошли за большевиками-ленинцами по пути
национализации и огосударствления земли и других средств производства, а не
по пути их социализации. Так объективно сложилось. Вопрос "почему?" можно
задавать вечно и вечно спорить: правильно, не правильно. Мир того времени
находился накануне научно-технической революции и мощного развития
производительных сил. Известно, что это сопровождается значительными
подвижками в организации труда и производства. Под давлением обстоятельств
новая Россия неизбежно должна была сбросить сословную заскорузлость и
консерватизм, а также ликвидировать внутреннюю раздробленность крестьянских
самоуправляемых миров. Не будь откровенного перехвата власти большевиками у
местного самоуправления и форсированного насильственного огосударствления
земли и другого имущества, Россия, возможно, всё равно пошла бы по пути
концентрации и централизации производства, а также наращивания промышленного
потенциала. Вероятно, это делалось бы медленнее, но с научным напором и
производственным разбором, прочнее и без жертв. Но это относится уже к
разряду: абы да кабы.
КПСС завела процесс становления социализма в тупик, потому что, форсируя
события, отстранила народ от творческого процесса производства и управления,
утвердила наемный труд, объявила «государственный капитализм при коммунизме»
(Ленин) и власть «совокупного капиталиста» (Энгельс) в лице партийной
номенклатуры социализмом и стала укреплять свою власть и государственную
собственность. Она загнала страну в рамки партийного устава, а себя сделала
элитой, которой было не до социализма с собственностью и властью народа. Ей
было – до себя. Коммунистическая партия превратилась в карманную партию
номенклатуры, оберегала ее покой и интересы.
Несмотря на это, человечество получило в лице СССР чрезвычайный и полезный
опыт ведения единого гигантского хозяйства. Передовая экономическая и
социологическая научная мысль Советского Союза в перестроечный период
правильно осознавала "самоуправление" (А. Нуйкин), "гражданское общество"
(А. Мигранян), многие другие общественные понятия и категории (Опыт словаря
нового мышления, Прогресс-Пайо, М. 1989). Но направление в сторону
подлинного народовластия не было проработано. Всей мощью государственного
аппарата оно было закрыто для научного и общественного осмысления. Тем не
менее разработки велись и результаты получены. Автор этого материала
обосновал экономическими расчетами и совместно с В.К. Дяченко разработал
концепцию самоуправляющегося народа на основе персонализированного владения,
пользования и распоряжения своей частью общей земли и другого имущества,
теорию и пути практической реализации общественно-персонализированного
способа производства. Сегодня Инициативная группа «Новые Коммунисты» по
созданию политической партии «Партия Рабочего Класса России» (ИГ «НК» ПРКР)
пропагандирует этот перспективный способ хозяйствования, предлагает
объединиться для его осуществления.
В
основании экономики самоуправляющегося народа завтрашней России лежат
многовековая история российских самоуправляемых общин, значительный опыт
управления экономикой СССР, многополезная практика новых форм и методов
организации труда в современной Европе и Америке, а также истинность
марксистской экономической науки о собственности и прибавочной стоимости.
Именно теория прибавочной стоимости является стартовой площадкой для прорыва
в высокопроизводительные сферы гражданского самоуправления.
Многовековой опыт общинного ведения хозяйства в России и марксистская теория
прибавочной стоимости не вступают в противоречие друг с другом. Это две
составляющие (раннепрактическая и полномасштабная теоретическая) одного
направления – к индивидуальному (персонализированному) владению,
пользованию и распоряжению общим имуществом и гражданскому самоуправлению.
Объединение средств производства и земли в общий государственный массив с
множеством организационно-хозяйственных форм деятельности
собственников-совладельцев, а также территориально-производственное
самоуправление по горизонтали и общегражданское по вертикали (социализм) –
вот что содержалось в зародыше послереволюционной России, но было скрыто по
следующим причинам.
В
первом десятилетии становления социалистического общества (особенно при
жизни В.И. Ленина) велся интенсивный поиск эффективных способов оплаты труда
и объективных экономических начал регулирования разрушенного мелкотоварного
хозяйства. В резолюции 21 Всероссийской конференции РКП(б) в декабре 1921
года говорилось: «…Основной задачей РКП в данный момент в области хозяйства
является руководство хозяйственной работой Советской власти в том
направлении, чтобы, исходя из наличия рынка и считаясь с его законами,
овладеть им и путем систематических, строго обдуманных и построенных на
точном учете процесса рынка экономических мероприятий взять в свои руки
регулирование рынка и денежного обращения». Это не было осуществлено.
Рыночные регуляторы (закон стоимости, закон прибавочной стоимости, закон
спроса и предложения) были отброшены. Возобладало произвольное
(волюнтаристское) регулирование народного хозяйства. Не был найден способ
перевода рабочей силы в бестоварную форму (рабочая сила при социализме – не
товар, т.е не продается и не покупается, становится бестарифной).
Это закрыло дорогу к социалистической собственности и самоуправлению народа,
которые исторически вытекали (при объединении средств производства в общую
собственность) из крестьянских долей и фабричного имущества рабочих: они
неизбежно должны были превратиться (при превращении государственной формы
собственности в непосредственно общественную) в первоначальный денежный
капитал каждого на банковских счетах, выровненный по аналогии с общинным
переделом. Этот капитал мог быть использован только для производства личного
дохода при взаимодействии со своими средствами производства, в которые
превращались деньги по желанию собственника. Размеры дохода не могли быть
никем ограничены и могли зависеть только от труда каждого, как это было у
крестьян, когда на своих одинаковых по качеству земли участках они получали
(в зависимости от знания, опыта, сметки) разные результаты: урожаи, удои,
доходы и другие выгоды. Параметры нормативной базы (кому, сколько, за что) в
самоуправляемых общинах на разных территориях также были хорошо проработаны
и показывали тенденцию развития общей нормативной базы в совместном
производстве ассоциированных трудящихся – собственников-совладельцев.
Опыт государственного хозяйствования в СССР и разработанный мной на
основании марксовой теории прибавочной стоимости метод присвоения прибыли
самими ее производителями-трудящимися (http://www.21-petrukhin.ucoz.ru)
делали и делают возможным прямое преобразование государственной
собственности СССР и сегодняшнего экономического недоразумения в
общественно-персонализированную собственность граждан России. На примерах
конкретных хозяйств был отработан единый порядок извлечения прибавочной
стоимости, создаваемой работающими собственниками в процессе производства,
порядок нахождения каждого непосредственного производителя прибавочной
стоимости и возвращения ему ее целиком (с учетом отчисления в бюджет) в виде
полновесного дохода. Отработан механизм превращения граждан в собственников
земли и другого имущества. А это прямой путь к гражданскому самоуправлению.
Сегодня прежняя экономика разрушена. Мы смогли на себе ощутить нечистое
дыхание наплывающего капиталистического "эдема". Еще и еще раз оглядываясь,
чтобы окончательно определиться в этом мире, приходим к убеждению, что
будущее – за новым способом производства (где каждый экономическая личность)
и самоуправляемым народом.
Русские крестьяне с их справедливостью отношений и расчетов, трудящиеся СССР
с их равенством перед государственным произволом, рабочие западных
самоуправляющихся предприятий с их мини-демократией доказали принципиальную
возможность самоуправления народа во всех отраслях и организационно-правовых
формах хозяйствования. Экономика современного мира – это высшие скорости
производства. Она требует раскрепощения рабочей силы максимального числа
граждан для добровольного высвобождения потенциальных возможностей каждого.
Раскрепощенной до конца может быть только экономическая личность.
Следовательно, экономика будущего – это экономика
собственников-совладельцев. И она не может быть произвольной или стихийной.
Она должна быть научно-обоснованной, саморегулируемой, алгоритмичной и
поддающейся координации заинтересованных граждан.
Есть все предпосылки для осуществления такой экономики. Это –
общественно-персонализированный способ производства. Дело за новыми
учеными – экономистами, правоведами, политиками и всеми гражданами.
Подлинное народовластие – это самоуправляемый снизу доверху народ,
действующий по собственному почину и для самого себя. И если есть у России
свой путь – это путь к самоуправлению народа.
В.С. Петрухин, член
Инициативной группы «Новые Коммунисты» по созданию Партии Рабочего Класса
России
|