ИПГ
НК
Четверг, 07.11.2024, 21:40 Приветствую Вас Гость | RSS
Тульское региональное отделение ИПГ "НАРОДОПРАВИЕ"
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Стоп рекламе на ПК

Кликни меня

18:44
Рабочие и пролетарии
Re: Государственного... \ ЛЕНИН - гений: хотел, как всегда, а получилось лучше.
29 янв. в 17:30
Tyagunov F

Кому
Миляев Николай

Рабочие и пролетарии

(вопросы Марксистско-Ленинской теории)

 

Четкость и однозначность употребления терминов в науке и в политике имеют важное значение. Кроме того, есть основания утверждать, что нынешний кризис в коммунистическом движении в стране и мире не в последнюю очередь искусственно поддерживается в том числе и с помощью терминологической неопределенности и неразберихи. До сих пор не утихают споры о том, что такое социализм; был ли у нас социализм или это был «государственный капитализм»; кого считать рабочим, а кого пролетарием; есть ли разница между рабочим классом и пролетариатом; что такое частная собственность; является ли интеллигенция классом; представляет ли номенклатурно-чиновничья бюрократия самостоятельный класс или она таковым не является; кто «заказчик» и кто «исполнитель» в гибели СССР и т.д. и т.п. Эти и подобные вопросы являются не праздными или надуманными. Однако, на них пока нет ясных ответов, которые не оставляли бы сомнений у тех, кто относит себя к коммунистическому крылу общественного движения или сочувствующим этому движению. В то же время, ежедневная практика требует на них однозначные и четкие ответы.

Сегодня в «левых» кругах не только сохраняются, но расцветают пышным цветом разброд и шатания. «Невидимая рука» десятилетиями водит их хотя и не «по пустыне», но они блуждают «в трех соснах» (если не в двух). А жизнь всё отчетливее призывает приверженцев коммунистических и социалистических взглядов и идей «говорить на одном языке», поскольку порою из-за искусственно привнесённой разноголосицы пропаганда этих взглядов пока не даёт должного эффекта при работе в широких слоях населения.

В данной статье авторы предпринимают, насколько это удастся, попытку произвести анализ особенностей использования некоторых значимых для практики терминов марксизма не с точки зрения того, что «лежит на поверхности», но с позиции того, что «скрыто за явлением», т.е. с позиции их сущности.

1. РАБОЧИЕ

       Традиционно рабочими называют тех работников общественного воспроизводственного процесса, которые выполняют простой, нередко малоквалифицированный, преимущественно физический труд. Это то, что лежит на поверхности. Однако в век научно-технического прогресса такой подход устарел, он не соответствует потребностям практики.

Основоположники коммунистической теории вовсе не отождествляли понятие «рабочий» только с теми работниками, которые занимались преимущественно физическим трудом. Маркс в подготовительном материале «Капитала» указывал на рабочих, как на «непосредственных производителей». В этот круг включались также и те работники, которые были заняты и физическим, и умственным трудом («Один работает больше руками, другой – больше головой»). Уже в тот период происходило заметное расширение роли интеллектуального труда в общественном производстве.

Сегодня рабочие – это не только те работники, которые непосредственно стоят за станком, но и целый ряд других участников производственного процесса, обеспечивающих нормальное его протекание: механики, наладчики, операторы-программисты и т.п.

Неслучайно Маркс в своё время выдвинул понятие «совокупный рабочий»: «В истории капиталистического производства нормирование рабочего дня выступает как борьба за переделы рабочего дня, - борьба между совокупным капиталистом, т.е. классом капиталистов, и совокупным рабочим, т.е. рабочим классом» (Капитал, том 1, стр.240). А  Энгельс в число рабочих включал инженеров, конструкторов,  химиков, врачей и др.

Сущность категории «рабочий» двуединая. Она состоит, прежде всего, в том, что это работники, занятые в производстве и доведении до потребителя продуктов МАТЕРИАЛЬНОГО характера. Во-вторых, свою работу они выполняют НЕПОСРЕДСТВЕННО, при помощи своих рук, «головы», своих физических и интеллектуальных возможностей и способностей (но не через других людей, как это делают, например, «управленцы», выполняющие работу не своими, а чужими руками). При этом используются различные инструменты, приспособления, механизмы, машины и т.п.

Таким образом, рабочие - это те работники, которые заняты в производстве материальных благ  н е п о с р е д с т в е н н о,  а не через других людей.

При таком подходе рабочими обоснованно называть, помимо занимающихся традиционными «рабочими профессиями», также и водителей, машинистов, операторов станков с числовым программным управлением, пилотов и т.п. Все они управляют средствами труда (условно говоря, «станками») при помощи штурвалов, пультов и т.п. К рабочим законно относить и рядовых врачей (например, хирургов, стоящих у операционного стола), учителей, преподавателей, воспитателей (они производят нужные обществу знания, умения и духовно-нравственные качества человека), ветеринаров, зоотехников и др. Все они «работают» сами, сами производят нужную продукцию (услуги), а не командуют, не руководят, не действуют опосредованно, т.е. через других людей. Все они входят в число производителей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы общества. В этом ценность их социальной функции, которую не осуществляют другие социальные группы населения. Подобную работу в обществе вместо них не делает никто – и в этом их особенная общественная роль и предмет заслуженной профессиональной гордости.

В то же время, в роли «интеллигенции» часто выступают те же квалифицированные рабочие, занятые преимущественно интеллектуальным трудом (например, мастера производственного обучения в учебных заведениях). При этом нет необходимости выделять их в особую социальную группу, так как они являются такими же рабочими – братьями по классу. В условиях научно-технического прогресса идет процесс интеграции видов трудовой деятельности – в сторону их интеллектуализации. Изменения в содержании труда, т.е. в его функциях, ведут к изменениям в профессиях, к совмещению смежных профессий и специальностей, отображающему тенденцию замены простого труда более сложным, к появлению профессий широкого профиля, а это в свою очередь приводит к изменению профессио­нального состава, структуры работников. Сегодня рабочие совсем другие, не похожие на тех, что были сто или двести лет назад. Но двуединая сущность их остается прежней.

Отсюда следует важный вывод о том, что фактическая численность рабочих неизмеримо выше, чем количество работников преимущественно физического труда, фиксируемое официальной статистикой. Ясно также, что действительные рабочие составляют широкую социальную группу и являются мощной СОЦИАЛЬНОЙ БАЗОЙ для политических сил общества. Нельзя не учитывать определяющую роль и значимость такой силы. Нельзя видеть только промышленных или сельскохозяйственных рабочих, а их товарищей-рабочих, стоящих рядом с ними и занимающихся преимущественно умственным трудом, при этом из социальной группы рабочих исключать.

 В условиях капиталистической эксплуатации рабочие поставлены в униженное и угнетаемое положение, не соответствующее их подлинной социальной значимости. Против такой несправедливости и дискриминации они борются, проявляя повышенное чувство ответственности за свою работу, проявляя свое важное качество – высокую социальную активность и  потенциальную революционность.

2.  ПРОЛЕТАРИИ

Главными в характеристике больших групп людей, определяющих общественные классы, выступают не столько их профессиональные или индивидуальные свойства, сколько их роль в формационном развитии общества. По сравнению с термином «рабочий», термин «пролетарий» раскрывает качественно иной подход к выделению социальных групп.

Представление о том, кто такие пролетарии менялось в ходе исторического развития. В Древнем Риме пролетариями называли тех лиц, которые не имели другой собственности, кроме своих детей. Во времена Маркса и Энгельса пролетариями называли наемных промышленных рабочих, которые, будучи лишенными своих собственных средств производства, вынуждены были, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. Это – люди, которые не имели в собственности средств производства и жили исключительно за счет своего труда. Их круг был расширен за счет включения в него, помимо промышленных рабочих, работников (специалистов) умственного труда. Энгельс в обращении к Международному конгрессу социалистических студентов в 1893 году говорил о значимости интеллектуальных пролетариев,  которые «…плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями-рабочими, занятыми физическим трудом, призваны сыграть значительную роль в надвигающейся революции… Для освобождения рабочего класса потребуются, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты. Ибо дело идет о том, чтобы овладеть управлением не только политической машины, но и всем общественным производством».

       Критериями для определения категории «пролетарий» в последнее время чаще всего называют наемный характер труда, отсутствие частной собственности, жизнь только за счет продажи своей рабочей силы. Однако, «топ-менеджеры», надсмотрщики и многие им подобные также являются «наемными», но их нельзя называть пролетариями. Спекулянты, воры и грабители могут не иметь собственных средств производства, но их вовсе нельзя назвать пролетариями. То есть, грабить могут и те, у кого нет частной собственности. Особый случай паразитизма составляют и так называемые «подснежники», числящиеся на пролетарской должности только для того, чтобы получать зарплату и делиться ею затем со своими патронами.

Из сущностных свойств пролетариев следует выделить два. В первую очередь, пролетарии обеспечивают общественное производство своим трудом, создают практически все необходимые условия для жизни и развития общества. Это первая их сущностная особенность. Они являются СОЗИДАТЕЛЯМИ, независимо от того, в какой сфере труда заняты – в материальной или духовной, какой характер носит их труд.

Вторым сущностным свойством является то, что они НЕ ЭКСПЛУАТИРУЮТ, не присваивают в частном порядке прибавочный продукт, создаваемый в обществе, не являются стяжателями, социальными грабителями или паразитами.

Таким образом, можно кратко определить: пролетарии – это не эксплуатирующие, не паразитирующие СОЗИДАТЕЛИ.

Их важная особенность состоит в том, что, создавая необходимые для общества продукты труда, они не живут за счет эксплуатации, т.е. присвоения результатов труда других людей.

По этому определению к пролетариям могут быть отнесены, в частности:

– рабочие промышленных предприятий;

– сельскохозяйственные рабочие;  

– промышленная интеллигенция (включая научно-технических работников), которая, находясь в тесной связке с рабочими коллективами (а, нередко, и возглавляя их) обеспечивает научно-технический воспроизводственный процесс;

– наемные работники систем образования и здравоохранения, обеспечивающие воспроизводство и поддержание физических кондиций производительной общественной рабочей силы;

  другие не эксплуатирующие и не угнетающие социальные группы (в частности, наёмные работники в торговле и сфере услуг, мелкие конторские служащие и т.п.).

Понятия «рабочий» и «пролетарий» характеризуют один и тот же субъект общественного производства с разных сторон. Если мы говорим о рабочем, то указываем на его профессионально-производственные свойства. Когда мы употребляем термин «пролетарий», то подчеркиваем его неэксплуатирующие, нестяжательские социальные качества. Но общее у тех и других то, что они ПРОИЗВОДЯТ продукты труда, необходимые для обеспечения жизни и развития, как отдельных людей, так и общества в целом.

Разница между ними состоит, как следует из приведенного выше высказывания, в том, что рабочие – это участники преимущественно материального производства, а пролетарии – это участники любого подразделения общественного воспроизводства человеческой жизни как материального, так и духовного, независимо от цвета их «воротничков».

Ясно, что не всех рабочих, вследствие того, что среди них встречаются так называемые «рвачи», «шабашники», «несуны», «летуны», маргиналы и т.п., можно относить к пролетариям. С другой стороны, не все пролетарии являются рабочими.

Пролетарии обладают коллективистским общественным сознанием, которое способствует их организационному сплочению. У них имеется пролетарская идеология, представления которой об общественной справедливости не ограничиваются экономическими требованиями. Они готовы к бескомпромиссной борьбе за своё счастливое будущее и за будущее всех эксплуатируемых членов общества и угнетённых народов, за будущее грядущих поколений.

3. РАБОЧИЙ КЛАСС И ПРОЛЕТАРИАТ

Как видно из изложенного выше, понятия «рабочий» и «пролетарий» не во всём совпадают по определению. В связи с этим возникает вопрос: как соотносятся между собою понятия «рабочий класс» и «пролетариат»?

Общеизвестно, что если в рассмотрение берётся большое и даже очень большое количество рабочих, интеллигентов, «предпринимателей» и т.д., то это еще вовсе не значит, что они автоматически становятся общественным классом. Класс – это большая группа людей, которая обладает новыми интегральными качествами по сравнению с разобщенными индивидами (в процессе структурирования количество переходит в качество).

В.И.Ленин в работе «Великий почин» дал научное определение категории «общественный класс», не утратившее своего значения до настоящего времени. Он назвал пять признаков, критериев, которым должны отвечать большие общественные группы, для их характеристики как общественного класса:

1. Занимать определённое место в системе общественного производства.

2. Иметь определённое отношение к собственности на средства производства.

3. Играть определенную роль в общественной организации труда.

4. Иметь особенный способ получения и размера доли общественного богатства.

5. Иметь определённое отношение к присвоению результатов труда других общественных групп.

Кроме того, чтобы большая группа людей могла составлять класс, отстаивающий свои интересы, чтобы она превратилась из класса «в себе» в класс «для себя», эта группа должна быть организована. Ленин указывал, что без организованности  рабочий класс – ничто. Люди должны осознать свои общие интересы, должны действовать сообща и согласованно ради этих совместных интересов. Степень, уровень и формы объединений, отстаивающих интересы своего класса, могут быть разными. Это могут быть кружки, «школы», «университеты», ассоциации, движения, союзы, профсоюзы, товарищества, политические партии и т.д., и т.п..

Следует отметить, что понятие «интеллигенция» объединяет людей лишь по одному признаку, по преимущественно умственному, интеллектуальному характеру их труда. Это не соответствует полному набору указанных выше критериев. Поэтому, несмотря на то, что слой таких людей может быть широким и значительным, такая группа вовсе не станет классом. Точно так же неправомерно выделять так называемый «средний класс» только на том основании, что люди, его составляющие, имеют средний уровень доходов. Нельзя же именовать группу классом только на основании одного лишь критерия – уровня достатка составляющих ее членов.

И обратный вывод. Сегодня у нас существуют социальные группы, которые в обществе пока не именуются классами. Однако, в действительности, в соответствии с ленинским определением классов, они могут быть названы таковыми, потому что обладают полным набором необходимых классовых признаков (прежде всего, в этом смысле подлежит рассмотрению определённая часть сегодняшней пресловутой номенклатурно - чиновничьей бюрократии, сумевшей отщипнуть себе часть общенародного пирога в процессе «ваучерной» приватизации).

Несмотря на то, что понятия «рабочий» и «пролетарий» не в полной мере совпадают по определению, Маркс, Энгельс и Ленин нередко употребляли понятия «рабочий класс» и «пролетариат» как идентичные, как синонимы. Такая же традиция поддерживалась и в советский период. Это не противоречит логике и здравому смыслу. Если некоторые рабочие допускают отклонения от их классового поведения, то подобные субъекты в общем объеме класса составляют настолько незначительную часть, что этим можно пренебречь. Кроме того, нельзя не учитывать, что часть таких «рабочих» в этом случае деклассируется и переходит в другую социальную группу (например, в состав мелкой буржуазии). Рабочий класс от них очищается. Таким образом, рабочий класс в целом выступает как большая созидающая, неэксплуатирующая, непаразитирующая социальная группа.

В процессе подготовки «Манифеста коммунистической партии» Энгельс писал в «Проекте Коммунистического символа веры» (1847): «Пролетариат – это тот класс общества, который живет исключительно за счет своего труда, а не за счет прибыли с какого-нибудь капитала». Второе определение он дал в последующем варианте программы «Союза коммунистов»: «Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда». В примечании Энгельса к разделу I «БУРЖУА И ПРОЛЕТАРИИ» английского издания 1888 г. «Манифеста …» мы читаем следующее определение: «Под пролетариатом понимается класс современных наёмных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».

Сущность пролетарского класса также является двуединой. Во-первых, этот класс создает практически все продукты труда, необходимые для жизни и развития общества. Во-вторых, что самое главное, этот класс является неэксплуатирующим, непаразитирующим, не стяжательским, не угнетающим.

Из сказанного можно сделать краткий вывод: Пролетариатом является созидающий, но не эксплуатирующий общественный класс.

 В соответствии с ленинским определением классов можно дать и более широкое определение:

Пролетариатом (рабочим классом) является большая группа людей, которая создает необходимые для жизни и развития общества продукты труда, не имеет частной (эксплуатирующей) собственности на средства производства, играет определённую роль в организации труда и в производстве материальных и духовных общественных благ, живет на зарплату и на общественные фонды потребления, которая не грабит, не паразитирует, не угнетает, не эксплуатирует, не присваивает в частном порядке прибавочный продукт, создаваемый другими, которая проявляет товарищескую взаимопомощь и организованность в борьбе за права людей труда.

Как известно, сущность классового подхода для антагонистических общественно-экономических формаций состоит в том, что общество в них делится на два противостоящих класса: на производящий материальные и духовные блага, СОЗИДАЮЩИЙ, но эксплуатируемый, с одной стороны, и на паразитирующий (грабительский, угнетающий, стяжательский), ЭКСПЛУАТИТРУЮЩИЙ чужой труд – с другой. Основоположники коммунистической теории считали пролетариат главной созидающей силой капиталистического и исходной основой выходящего из него бесклассового коммунистического общества.

В условиях сегодняшнего времени подобный прогрессивный класс представляется целесообразным именовать «рабоче-пролетарским классом». Это подчеркивает определяющую роль рабочих как материальных производителей в жизни общества, поднимает их авторитет, укрепляет самосознание и уверенность их представителей в исторической роли, как фундамента и основы общественной жизни. И в то же время такое определение значительно расширяет ряды созидателей воспроизводственной жизни общества, противостоящих паразитирующему классу буржуазии, подвигает их сознание в необходимости солидарной борьбы и укрепляет уверенность в неминуемой и скорой победе.

Медлить дальше нельзя. Эксплуатирующий класс в погоне за безудержными прибылями проявляет свое безумие, сеет разрушения и смерть. Он нарушает экологию, катастрофически меняет климат планеты, хищнически уничтожает природные ресурсы, плодит массовое безумие, угрожает уничтожением человеческой цивилизации в мировых ядерных войнах.

Классовый грабеж выступает первопричиной всех бед и несчастий. Грабеж происходит всегда, когда «из общего котла черпают больше, чем вкладывают в него», когда у общества берут больше, чем ему дают. Именно это и порождает социальную рознь, напряженность, ожесточенность, ведет к конфликтам и войнам, вплоть до мировых. Разрушающего оружия сегодня накоплено столько, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. Однако алчное безумие капитала толкает правительства капиталистических стран к безостановочным наращиваниям военных бюджетов, к поискам всё более и более смертоносного и разрушительного оружия.

Сегодня нет сомнений в том, что только созидающий рабоче-пролетарский класс в состоянии сберечь и сохранить человеческую цивилизацию. 

 

Борис Пантелеевич Шевченко, кандидат философских наук,

Феликс Фёдорович Тягунов, кандидат технических наук

  

Обсуждено на семинаре МГО РУСО в ноябре-декабре 2013 г.

Просмотров: 845 | Добавил: tulaignk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Время жизни Сайта
На сайте

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Мини-чат
200
Видео о сайте
Copyright MyCorp © 2024