НАВСТРЕЧУ ФОРУМУ /март 2014г./ ! ТАК БЫЛ ЛИ В СССР СОЦИАЛИЗМ? мнения разделились:
подавляющее большинство эксплуатируемых трудящихся утверждает:
нет, социализма в СССР не было!
действующие учёные (профессора и академики РАН) и осколки КПСС утверждают - социализм был и в него надо вернуться!
О СТАТЬЕ ТИТОВА «Коммунизм
или социализм?»
Сопоставим
две цитаты из статьи А.А. Титова:
«1) Побудительным
мотивом этой работы явился тот факт, что социализм, построенный героическими
усилиями советского народа под флагом марксизма-ленинизма, превратился в прах.
Перечёркнуты все достижения советских людей в становлении новой жизни, цена
которым десятки миллионов жизней. За последнее время выросло новое чуждое
поколение, лишенное духовно-нравственных ценностей. Извращена вся история
российской государственности. И всё это при молчаливом согласии нашего народа. Советский
строй был самый передовой в мире. Двадцатимиллионная армия коммунистов была
вооружена самым передовым научным мировоззрением марксизма-ленинизма. Почему политическая
элита, да и всё общество добровольно приняли идеологию либерального
капитализма? 2) Такая феноменальная трансформация не укладывается в рамки теории марксизма. Автор брошюры «Как
марксизм превращался в утопию», М., 2013 г., Дьяченко В.И. (полный текст ЗДЕСЬ) объясняет это несоответствием теории и практики ленинизма основным
положениям марксизма».
Если первая цитата, на мой взгляд, показывает, что
в ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ автор во многом прав, то вторая вызывает, мягко говоря,
недоумение у внимательного читателя. Автор ставит рядом (видимо, даже не осознавая
этого) два ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ утверждения!
Ведь если теория марксизма НЕ ОБЪЯСНЯЕТ произошедшего,
то как же может это ОБЪЯСНЯТЬ её приверженец
(Дьяченко)?!
А он действительно объясняет – причём с позиций классического
марксизма. Правда, несколько иначе, чем
это преподносит в своей статье многоуважаемый Александр Александрович.
Дьяченко констатирует, что в своём стремлении
«сократить «муки родов» коммунизма в России» Ленин и его соратники как раз следовали
учению Маркса (и в 1905-06 годах, и в период военного коммунизма).
Но в реальных российских условиях это оказалось невозможным.
Именно для того, чтобы преодолеть расхождение практики с теорией, пришлось вводить НЭП, «развивать
экономический базис с помощью капитализма под руководством партии и Советской
власти».
В итоге, – по Дьяченко, – «взятие власти большевиками,
несомненно, сыграло положительную роль в развитии национальных производительных
сил, в создании уникальной исторической социальной модели». Но «приход к власти
в отсталой России и установление коммунистической политической надстройки над неразвитым капиталистическим способом
производства, сократили муки родов не коммунизма, а более развитого, чем в 1917 г., капитализма». И если Ленин рассматривал
НЭП как явление вынужденное – не социалистическое, а капиталистическое, то
Сталин, сворачивая (против планов Ленина) НЭП, сохраняет, однако, и поощряет
действие закона общественного разделения труда, а в сфере управления закона
развития бюрократии – уже под видом
социализма.
«Капиталистические отношения, названные
социализмом, – пишет Дьяченко, – в конце концов, смели коммунистическую надстройку, приведя её в соответствие с
капиталистическим базисом, смели
Советскую власть, коммунистическую идеологию». Стоит ли после
этого изумляться (вслед за Титовым) произошедшей
у нас «феноменальной трансформации»!
С.Б. Шеболдаев.
|