Два ленинских критерия революционности рабочей партии
Два ленинских критерия
революционности рабочей партии
Революционность
является
главным требованием, предъявляемым марксизмом к авангардной партии
рабочего
класса. Но что такое «революционность»? Какой смысл вкладывают марксисты
в
понятие «революционности»?
Чтобы
ответить на этот
вопрос необходимо вернуться к истокам большевизма, к Ленину.
«Социал-демократия, - писал Ленин в «Искре» в 1900 году, - есть
соединение
рабочего движения с социализмом, ее задача - не пассивное служение
рабочему
движению на каждой его отдельной стадии, а представительство интересов
всего
движения в целом, указание этому движению его конечной цели, его
политических
задач, охрана его политической и идейной самостоятельности» (Полное
собрание
сочинений, том 4, стр. 373). В данном определении выделено то исходное и
в этом
смысле главное в марксистском понимании сущности пролетарской партии,
без чего
нельзя раскрыть ее важнейшие отличительные черты как партии революции.
Ленин в
работе «Что делать?» показал, что, во-первых, социалистическое сознание
не
возникает непосредственно из стихийного рабочего движения, оно вносится в
него
революционной партией, идеологией которой является марксизм; во-вторых,
классовая борьба может привести рабочий класс к победе только тогда,
когда
будет направляться научной социалистической
программой.
Рабочая
партия не может
быть революционной, если ее деятельность не строится на научной основе,
не
опирается на марксизм как науку. Ничто не может заменить строго
определенную
теоретическую платформу марксизма. «Без революционной теории не может
быть и
революционного движения» - писал Ленин в 1902 году (ПСС, т. 6. с. 24). И
далее:
«… Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая
передовой
теорией» (там же, с. 25). Это - первый критерий революционности рабочей
партии.
Пренебрежение марксистской теорией, прагматическое приспособление к
«реальной
политике», замена теории набором лозунгов, «понятных простым
трудящимся», и
т.п. - все это первые шаги на пути к деградации и гибели рабочей партии
как
революционной организации.
Далее.
Коммунисты должны
владеть ситуацией и не допускать, чтобы ситуация овладела ими. Они не
вправе
идти на поводу у стихийного рабочего движения, не вправе приспособляться
к
сиюминутным потребностям отдельных коллективов или секторов рабочего
класса,
ставить себя им на службу, не вправе опускаться до идеологического и
культурного уровня пролетариата. Напротив, они обязаны поднимать
пролетариат до
своего уровня - уровня марксистского авангарда, обязаны идти впереди
трудящихся, увлекая их за собой, обязаны отстаивать общие интересы
пролетариата
как класса. Это второй критерий революционности партии рабочих. «…
«Идеолог», -
по словам Ленина, - только тогда и заслуживает названия идеолога, когда
идет
впереди стихийного движения, указывая ему путь, когда он умеет раньше
других
разрешить все теоретические, политические, тактические и организационные
вопросы, на которые «материальные элементы» движения стихийно
наталкиваются»
(ПСС, т. 5, с. 363). «Чем больше стихийный подъем масс, - продолжал
Ленин, -
чем шире становится движение, тем еще несравненно быстрее возрастает
требование
на массу сознательности и теоретической, и в политической, и в
организационной
работе социал-демократии» (ПСС, т. 6, с.
52).
Стихийные
выступления
трудящихся масс сами по себе не способны сломить буржуазию. Если такие
выступления не будут увязаны с перспективой завоевания власти, не будут
руководимы революционной партией, они не выйдут за рамки капитализма и, в
конечном счете, окажутся подчиненными буржуазно-реформистским целям и
закончатся поражением рабочих. «Часто говорят: рабочий класс стихийно
влечется
к социализму. - Писал В.И.Ленин в работе «Что делать?». - Это совершенно
справедливо в том смысле, что социалистическая теория всех глубже и всех
вернее
определяет причины бедствий рабочего класса, а потому рабочие и
усваивают ее
так легко, если только эта теория сама не пасует перед стихийностью,
если
только она подчиняет себе стихийность… Рабочий класс стихийно влечется к
социализму, но наиболее распространенная (и постоянно воскрешаемая в
самых
разнообразных формах) буржуазная идеология тем не менее стихийно всего
более
навязывается рабочему» (ПСС, т. 6. с. 41).
Стихийные
выступления
трудящихся любого рода, если партия не вносит в них ясного сознания
классовых
задач, не представляют фатальной угрозы основам капитализма. Более того,
они
могут быть использованы буржуазией в своих, контрреволюционных, целях,
для
борьбы против самого рабочего движения, против социалистических
завоеваний
трудящихся. Пример тому - события 1953 года в Восточном Берлине и 1956
года в
Венгрии, когда часть рабочего класса поднялась на борьбу против
сталинской
бюрократии, но в отсутствие революционного марксистского авангарда
объективно
не смогла стать ни чем иным, кроме как частью контрреволюционного
империалистического фронта. Империализм не раз укреплял свое положение
благодаря тому, что ему удавалось использовать стихийное недовольство
трудящихся, как, например, анти-бюрократические выступления польских
рабочих
периода «Солидарности» или забастовки шахтеров в начале 90-х годов
прошлого
века в СССР.
Пролетариат,
как и любой
общественный феномен, диалектичен. Пролетарское движение всегда
конкретно
применительно к различным странам и историческим периодам, оно
противоречиво и
неоднородно, включает в себя различные группы и слои, находящиеся в той
или
иной мере под влиянием реформистской или откровенно буржуазной идеологии
и политики,
даже, порой, фашистской. «Чистого» пролетариата вообще, с идеальной
полнотой
выражающего социальным поведением свой объективный всемирно-исторический
интерес, в условиях капитализма нет и быть не может. «Капитализм, -
писал
Ленин, - не был бы капитализмом, если бы «чистый пролетариат» не был бы
окружен
массой чрезвычайно пестрых переходных типов от полупролетария к мелкому
крестьянину (и мелкому ремесленнику, кустарю, хозяйчику вообще), от
мелкого
крестьянина к среднему и т.д.; если бы внутри самого пролетариата не
было
делений на более или менее развитые слои, делений земляческих,
профессиональных, иногда религиозных и т.п.». (ПСС, т. 41, с. 58-59).
Это
создает объективную возможность для распространения в рабочем классе
различного
рода буржуазных взглядов и предрассудков. Более того, рабочий класс в
буржуазном обществе постоянно испытывает на себе влияние
империалистической
идеологии, насаждаемой с помощью средств массовой информации. «Мы, -
писал
Ленин, - партия класса, и потому почти весь класс (а в военные времена, в
эпоху
гражданской войны, и совершенно весь класс) должен действовать под
руководством
нашей партии, должен примыкать к нашей партии как можно плотнее, но было
бы
маниловщиной и «хвостизмом» думать, что когда-либо почти весь класс или
весь
класс в состоянии, при капитализме, подняться до сознательности и
активности
своего передового отряда, своей социал-демократической партии» (ПСС, т.
8, с.
245).
Добиться
в
этих условиях адекватного отражения всем или большинством пролетариата
его
объективной исторической роли, роли гегемона революции, может только
марксистская партия путем внесения в широкие слои пролетариата сознания
его
революционной роли. Партия большевиков во главе с Лениным на деле
блестяще
показала, какое огромное влияние оказывает на развитие революции
социалистическая теория, умело соединенная со стихийно растущей борьбой
масс
против власти капитала, практически подтвердив правильность тех двух
основных
принципов революционности, которые были предложены Лениным российской
социал-демократии
в начале 20-го века.