Россия - Русь, кто пастыри твои?
Статья Валерия
Фёдорова «Патриотизм россиян – в прошлом» (МК № 25392 от 5 июля 2010 г),
особенно её подзаголовок: «Мы любим свою страну, но… не хотим работать
для ее блага» заставили пристальней вглядеться в сущность понятия
«патриотизм». То, что 84% россиян считают себя патриотами, искренне
радует и вселяет надежду на возрождение России, потому что 84% наверняка
поддержат здоровые силы, которые зажгут в их сердцах новую зарю
восстающей из пепла России.
«Главным
предметом, основанием гордости за свою страну, - пишет В.Фёдоров, - для
абсолютного большинства выступает не ее драматическое настоящее или, тем
более, светлое будущее, а прошлое — исторические события, память о
великих предках». И это неоспоримо. Это основа патриотизма, которая
закладывается в детские, отроческие и в юные годы. Чувство патриотизма –
«одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями
обособленных отечеств» (В.И.Ленин). А вот – А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Правильно и то,
что работу на благо страны мы не считаем истинным проявлением
патриотизма. Подчеркну: на благо сегодняшней страны.
Понятие
«патриотизм» существовало не всегда. История знает время, когда его не
было вовсе (раннее средневековье). Это понятие, как отмечают
исследователи, авторы «Энциклопедии государства и права» (1925 г) под
редакцией П.И.Стучки, появляется в новой истории после античного
периода. Современный патриотизм был создан «торговым капитализмом»,
который объединил людей в союзы, создал современную государственность,
современные нации. Он был формой защиты капиталистических революционных
завоеваний. Во время буржуазной революции 1789 г. революционеры называли
себя «патриотами». Символом революции был патриотизм.
В начале
советского периода патриотизм представлялся как реакционная идеология,
призванная обосновывать капиталистическое хищничество и заглушать
классовое сознание пролетариата. Реакционный класс выступал под знаменем
патриотизма, а рабочий класс выдвигал идею интернационализма. Эта идея
была доминирующей до 1936 года, когда патриотизм был включён в идеологию
строителей социализма. Особенно сильно идея патриотизма зазвучала во
время второй мировой войны.
С этого времени
патриотизм в СССР определяется как общественный и нравственный принцип,
характеризующий отношение людей к своей стране. Это:
забота об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию;
верность Родине, ведущей борьбу с врагами;
гордость социальными и культурными достижениями своей страны;
сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;
уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;
привязанность к месту жительства.
Патриотизм – это
чувство, присущее каждому человеку. Оно связано с матерью, отцом,
бабушкой, дедом, языком, домом, родственниками, двором, друзьями
родителей, местом рождения и проживания (село, посёлок, город), своими
друзьями, землёй, в которую входит малая родина, историей и культурой
малой и большой Родины. Таким образом, любовь к отечеству закладывается в
человека изначально. Будет ли это чувство поддержано и развито
государством, будет ли оно им уничтожено, - это зависит от существующих
общественных отношений и воспитания. Иными словами, если Родина
справедлива ко всем без исключения, все – патриоты. Когда Родина одних
голубит, а на других ездит, да к тому же ещё, если она в лице управления
– глупа (не может создать условия для нормальной, безбедной жизни всех
людей), патриотами в подлинном смысле этого слова являются не все, а в
основном те, кого Родина голубит, и подлинные патриоты.
Подлинный
патриот - тот, для кого Родина в прошлом, настоящем и будущем мыслится
землёй предков и Родиной-Матерью, кто говорит о России словами
Ф.И.Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Для Тютчева
Россия была Матерью с большой буквы. Только о матери можно сказать так,
как сказал Тютчев о Родине. Только мать не понять умом, потому что кого
любят, того не пытаются понять, в этом нет необходимости. Только к
матери нельзя приложить общий аршин. потому что она необыкновенная,
лучшая. Только у матери особенный характер, какого нет больше ни у кого.
Только в мать можно верить, потому что «все друзья-товарищи до чёрного
лишь дня», а мать не предаст и не выдаст никогда. Тот может считать себя
подлинным патриотом, кто воспринимает, как свои, слова А.С.Пушкина:
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». Патриот, желая
счастья для себя, желает его и для Родины-Матери, а значит, - для всех и
каждого. Но такой подлинный патриотизм - это исключение.
Подлинный
патриот, любя Отечество, не ждёт от него ответной любви и
справедливости. Он действует во благо Отечества, воспринимая патриотизм
как один из принципов нравственности. Зависит от отечества, какое
количество граждан приблизится к такому патриотизму. Отечество, не
отвечающее любовью на любовь своих граждан, не умеющее справедливо
оценивать их деятельность, не может рассчитывать на всеобщий патриотизм в
тютчевском понимании этого слова.
Почему же «все
последние двадцать лет в нём (патриотизме) росла составляющая «любить
Родину» и падала – «работать на благо страны»»? Почему всё меньше тех,
кто готов «отдавать всего себя коренной переделке страны… активно менять
страну к лучшему, идя наперекор сложившемуся положению»? «Нам не
хватает, - пишет В.Фёдоров, - понимания того, как взаимосвязаны успех
страны в целом и успех каждого ее жителя. И осознания, что одного без
другого не бывает». Кто не понимает и не осознаёт? Мы,
граждане России, или власть: Президент, премьер с командой министров,
Федеральное собрание, Конституционный Суд? Кто не любит свою страну и не
хочет работать для её блага?
Мы, граждане
России, в большинстве своём воспринимаем бытие таким, какое оно есть в
действительности и, как разумные люди, совершаем поступки и планируем
свои будущие действия адекватно этому бытию. Какими должны быть эти
поступки и действия в современной России, когда Родина, усилиями
власть предержащих, предательски поделила нас, условно говоря, на белых и
негров, на тех, у кого есть всё, и тех, у кого есть кое-что по
усмотрению тех, у кого есть всё, когда Родина лицемерит и лжёт своим
гражданам?
Нет, это не мы
не понимаем и не осознаём. Это власть не понимает, что успех страны
зависит от каждого из нас. Это власть не осознаёт, что «одного без
другого не бывает». Как сказал поэт: «Дорогу к милой, к цели расстояние
нам удлиняют глупость и незнание». Вот эта глупость и незнание наших
властей мешает нам (каждому) в полную силу работать на собственное
благо, на благо страны, и приближать её успешное будущее. Надо быть
совершенными невеждами и тупицами, чтобы не понимать, что
частная капиталистическая система сегодня изжила себя (столько литературы,
столько практических доказательств, столько усилий человечества по
преодолению капиталистического способа производства), что она не
работает и не может работать особенно там, где она не отстоялась
исторически. Надо быть ещё большими невеждами и тупицами, чтобы не
понимать, что в России надо искать счастья для всех и каждого не в
частном капиталистическом мире, а отрабатывать выход из государственной
системы СССР с её колоссальным и уникальным опытом.
Советская
система в буквальном смысле была беременна новым социально-экономическим
содержанием, в котором успех страны (гражданского общества) и успех
каждого человека переставали противоречить друг другу:
чем больше каждый делает для себя, присваивая произведенную прибыль, тем
больше он делает для страны, отдавая установленную часть прибыли на
общие нужды, касающиеся в итоге, прямо или косвенно, персонально
каждого, в противовес очевидному противоречию, существующему в
частном капиталистическом и гос капиталистическом мире, а также в
сегодняшней России: чем больше прибыль предпринимателя-работодателя и
налоги государства, тем меньше заработок главного поставщика товаров и
прибыли – наёмного работника, который, в результате, не заинтересован
«работать на благо страны».
Это - главная причина.
Примеров
сегодняшней черноты и причин «нежелания» работать на благо Родины каждый
из нас приведёт, что называется, воз и маленькую тележку. Когда тебя
обкрадывают на работе, в магазине, в твоём доме (платежи за ЖКУ и
прочее), в твоей стране (нефть, газ, лес, рыба, металл); когда тебе надо
быть товароведом, чтобы не отравиться или не стать инвалидом, купив
негодную продукцию; когда тебе надо быть юристом, чтобы тебя не «подвели
под монастырь»; строителем, - чтобы не погибнуть под обломками нового
дома и так далее, и тому подобное, о каком подлинном патриотизме у
большинства народа можно говорить?
Когда это всё на
тебя наваливается, а ты не знаешь, как статус-кво изменить, и не
веришь, что это возможно в принципе, поскольку тебя убеждают в этом: власть, потому что она боится лишиться своей власти; частные собственники, отхватившие жирнющие куски национального богатства, потому что они не хотят ни с кем делиться; политики и СМИ, которые служат олигархам и власти, потому что они лишатся доходного места и возможности слыть умниками и пророками; невежды и тупицы, потому что они не имеют своего мнения ни о чём, - о каком подлинном патриотизме у большинства народа можно говорить?
Больно и стыдно
смотреть на Президента России и слушать, как он «искореняет» коррупцию,
приказывает разобраться с наркоманией, ратует за интернетаризацию
страны, издаёт указы о модернизации и тому подобное, в то время когда
все понимают, что те, кому он приказывает, кого журит, лишь делают вид,
что слышат его. Это и понятно: в создавшейся социально-экономической
системе России решить все эти проблемы невозможно. С
точки зрения блага страны, - это бесполезная трата сил и средств. С
точки зрения структур, призванных решать эти проблемы, - они решаемы,
нужно только их решение хорошенько финансировать, чего они и добиваются.
Отчитаются нужными цифрами, расскажут о трудностях решения проблем и
докажут, что нужны новые вливания. И это будет бесконечно, потому что
надо кормиться, содержать семьи и рожать детей и потому что власть сама
не знает, что делать.
Подлинный
патриотизм – это обретение гражданами Родины-Матери, которая относится
ко всем одинаково, желает блага для всех и каждого, создаёт условия, где
каждый, работая на себя, работает на всех, а все создают благоприятные
условия для каждого.
Мы предлагали и
предлагаем обществу и власти (Президенту, Премьеру, Председателю Совета
Федерации, Зюганову и прочим) такую систему. Это - «общественно
персонализированная система производства и присвоения», которая создаёт
самые благоприятные условия для само мотивации каждого дееспособного
гражданина. Но г. В.Сурков считает, что я и мои товарищи с предлагаемой
новацией социально опасны: «Систему (имеется в виду существующая
социально-экономическая система в России) надо адаптировать к
меняющемуся, усложняющемуся обществу. Но это не значит, что мы должны от
системы отказываться. Ее надо сохранять. И не впускать то, что может ее
разрушить. Эта система не отделена от народа, как кому-то кажется, она
глубоко укоренена в социальной ткани. Тот, кто хочет разрушить ее,
социально опасен» (интервью В. Суркова газете "Ведомости" 15.02.10
года). Спрашивается, как же хочет Д.Медведев вместе с В.Сурковым
модернизировать экономику, не меняя отношения собственности,
производственные и общественные отношения?!
В мире
тотального грабежа и лжи нет места патриотизму в подлинном смысле этого
слова, особенно во власти и в около властной толпе чиновников.
Мы любим свою страну, но нам не дают работать для её блага.
22.07.2010г. Москва
Помощник депутата Госдумы 1-го созыва И.Е.Клочкова,
Член Новой Экономической Ассоциации В.С.Петрухин |