СОБСТВЕННОСТЬ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
Собственность, т.е. владение,
пользование и распоряжение средствами производство (средствами и предметами
труда) и самоуправление в современном обществе – неразрывно связанные понятия и
практические отправления. Не может быть собственности, взятой в совокупности
производственных и общественных отношений, без самоуправления собственников, а
самоуправления - вне собственности. На это указывают формы и способы реального
владения, пользования и распоряжения.
У собственности несколько лиц.
Во-первых, собственность – это присвоенные кем-то (принадлежащие ему) средства
и предметы труда. Во-вторых - это право: способ и форма присвоения средств
производства, а также материальных и иных выгод от них. В третьих - это
отношения присвоения: отношения между теми, кто присваивает (на основании
закона, по праву) средства производства, а также материальные и иные выгоды от
них, и остальными людьми, кто не может воспользоваться правом присвоения
средств производства на законном основании, а, следовательно, вынужден
обеспечивать присвоение тех, кто пользуется этим по установленному праву.
Отношения собственности (присвоения) - это корневая система отношений между
людьми.
Когда владеют, пользуются и
распоряжаются средствами производства только 10-15%% населения, выстраивается
частнокапиталистическая экономическая система и антагонистические отношения
между собственниками и не собственниками (наёмными работниками). Акционирование
не изменяет этих отношений.
Когда собственником средств
производства становится государство, как было в СССР, выстраивается иная, по
сравнению с частнокапиталистической, экономическая система: «государственный
капитализм при коммунизме» (В.И.Ленин) и антагонистические отношения между
представителями государства-собственника (партийной властью и её наместниками)
и эксплуатируемым населением (напомню, что эксплуатация – это отчуждение
прибавочной стоимости собственником у тех, кто её производит).
СОБСТВЕННОСТЬ,
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРИБАВОЧНАЯ
СТОИМОСТЬ
Собственность и ее отношения являются
основой всего спектра производственных и общественных отношений: хозяйственных,
юридических, государственных. "Собственность в самом широком смысле слова
означает присвоение природы со стороны человека (индивида) внутри и при помощи
определенной формы общества, и в этом смысле собственность (присвоение)
является обстоятельством, от которого безусловно зависит всякое производство и,
значит, всякое общество". Это общее, но очень точное наблюдение и
определение принадлежит человеку, чьи достижения в науке экономики остаются
значимыми и неколебимыми, несмотря на потрясения идей социализма во всем мире
из-за потрясений, случившихся в СССР. Я говорю о Карле Марксе. И все попытки
поколебать их лишь подчеркивают предвзятость и ничтожество современных критиков
и ниспровергателей. Отношения присвоения (собственность) формируют
государственные устои и подготавливают
новые перевороты до тех пор, пока на определенном уровне развития
производительных сил собственником не станет каждый человек.
Собственность по существу, до того как
она становится понятием собственности, наличествует лишь как материальное
средство для построения тела и поддержания жизни, и вытекает из естественной
необходимости неосознанного "присвоения" этого материального
средства, например, пищи. Только из этого естественного побуждения всего живого
сохранить себя может возникнуть и возникает понятие "мое" и
представление о "не моем". А дальше, как только "определенные
индивиды, определенным образом занимающиеся производством, вступают в
определенные общественные и политические отношения" (К.Маркс и Ф.Энгельс,
Немецкая идеология) возникает право собственности.
Правоведы,
обслуживающие собственника капиталиста, называют собственность священным
естественным правом человека, основывая понятие собственности на
противоположности между лицом и вещью: "вещь, так как она безвольна, имеет
назначение быть подвластной волеспособному лицу". Вся буржуазная наука, -
говорит русский юрист П.Стучка, - сходится в том, что понятие собственности
является общим правовым понятием, лежащим в основе всех самых различных
правопорядков.
Первоначально
собственность - это естественное присвоение человеком собственного результата
своей деятельности. Потом - это право простого товаропроизводителя присваивать
себе весь продукт своего труда, включая выгоду за излишек (продукт прибавочного
труда). Затем начинается отделение собственности от труда. Собственность
переходит к завоевателю как его право присваивать себе продукт прибавочного
труда тех, кого он покорил (дань
натуральную). Далее собственность - это право крупного землевладельца
присваивать себе весь труд своих собственных крестьян. Потом - это право
капиталиста присваивать чужой неоплаченный труд. Образно говоря, десятеро
таскают из моря рыбу, а один на берегу складывает её в свой мешок и выдаёт из
него десятерым по рыбёшке на пропитание, чтобы хватило сил каждому и впредь
таскать для него дары моря. Таким образом, первоначальная
естественная неотделимость труда и присвоения обернулась при капитализме и
власти номенклатуры КПСС их полным разделением. И эта несправедливость не
перестанет висеть над человечеством, пока присвоение снова не соединится с
трудом в пользу каждого трудящегося человека.
Мир знает целый ряд иных теорий,
объясняющих и обосновывающих право собственности. Это богословская теория (всё
от Бога). Теория оккупации (захвата). Теория общественного договора (борьбы и
соглашения). Эта теория выводится из тезиса, что в естественном состоянии
человек человеку - волк. Отсюда - борьба всех против всех, необходимость
общественного договора и, в целях сохранения мира в обществе, - необходимость
государства (Томас Гоббс). Теория трудового происхождения всякой собственности,
согласно которой собственность приобретается посредством труда (Джон Локк).
Теория государственного происхождения, согласно которой собственность
делегируется государствам. Теория социальной функции, по которой собственность
доверяется владельцам обществом
(П.Стучка, Собственность, Энциклопедия государства и права, т. 3, изд.
коммунистической академии, М. 1925-1926 гг, с. 889-900).
Разные
авторы, разные теории, разное время. Всё в определённой мере справедливо. И
хотя ни одна из теорий не может претендовать на научную истину, в одном они
едины: собственность - это присвоение. Право собственности рассматривается
также по признакам владения, пользования
и распоряжения. И здесь практически всё сводится к договорам о присвоении
выгоды.
Собственность в
СССР не была социалистической. Это была переходная форма, которую в 1936 году
И.В.Сталин объявил социалистической, а строй – социалистическим строем. Вернуть
этот «социализм» стремится КПРФ и вся левая часть сегодняшней России. Но назад
дороги нет стремиться можно, вернуть -
нельзя.
Весь опыт
(экономический) СССР подтверждает: производство и присвоение прибавочной
стоимости (а она, как всюду, отождествлялась у советских экономистов с
прибылью), вот - цель и основное назначение отношений собственности.
Собственность есть присвоение прибавочной стоимости (прибыли) через присвоение
объекта собственности, или через право владеть, пользоваться и распоряжаться
объектом.
К.Маркс
рассматривает право собственности диалектически как развитие отношения
господства и рабства, капитала и наёмного труда с целью присвоения прибавочной
стоимости (прибыли). В СССР право собственности проявилось как отношение
государства, в лице управляющей КПСС, и наёмного труда подданных с той же
известной целью - присвоения прибыли.
Собственность,
или просто - вещь ни в одном из её смысловых значений (как имущество, как право
им распоряжаться, как условие возмездной передачи полномочий) не является
стимулом к труду. Стимулом является производство и присвоение прибавочной
стоимости (прибыли). Отсюда только один шаг до всеобщего беспристрастного
вывода: объект, вещь, средства
производства становятся чьей-то собственностью лишь постольку, поскольку это
имеет своей целью производство и присвоение прибыли для самого собственника.
Меняются
формы и отношения собственности, но сущность её всегда одна и та же - это
присвоение прибыли или любой другой выгоды: материальной или духовной. Иными
словами, это всегда присвоение того, что конкретная вещь даёт человеку при
обладании ею, для чего она нужна, а не присвоение вещи как таковой.
Следовательно,
собственные средства производства - это
прибавочная, или добавочная стоимость
(прибыль) для их хозяина. Для нас важно помнить, что это всегда -
прибавочный труд людей, работающих в
организации.
Теперь
посмотрим на категорию «заработная плата». Я, естественно, не буду рассматривать
зарплату во всех её многочисленных ипостасях. Задача определить
историко-социальный аспект формирования заработной платы. Показать, что она представляет собой на
самом деле. Основные формы её проявления. Как советские учёные-экономисты эту
капиталистическую категорию превратили в социалистическое научное понятие?
Первоначально человек,
взаимодействовал со своей землёй (трудился) и полностью вознаграждал себя
результатом собственного труда: жильём, одеждой, пищей. Потом земля сконцентрировалась
в руках отдельных лиц, а рабочая сила вытесненных с земли людей стала
существовать сначала - в виде собственности нового владельца (рабство), затем -
сама по себе (свободный труд). Рабочая сила и капитал отделились друг от друга
и стали существовать порознь: капитал - у 10-15%% граждан-собственников;
свободная рабочая сила - у 85-90%% граждан - наёмных работников. Первоначальный
результат собственного труда (после отделения от капитала) превратился в
необходимый набор (фонд) натуральных средств для поддержания и воспроизводства
жизни рабочего. Это материальная основа цены рабочей силы. Влияние на цену
оказывает и конъюнктура рынка. Таким образом, цена рабочей силы, как и любого
товара, формируется общественно необходимыми затратами на её производство и
воспроизводство, а также спросом и предложением на рынке рабочей силы.
Рабочая
сила - это способность человека к труду. Как только предприниматель и работник
"ударили по рукам" (договорились о цене), способность к труду
превращается в конкретную работу, а договорная цена - в заработную плату.
Теперь работник обязан в течение дня трудится, а предприниматель в обмен на его
труд обязан выплачивать ему определённую сумму денег в виде заработной платы. В
этой сделке и в этом способе оплаты труда, после того как труд состоялся,
продажа рабочей силы приобретает видимость продажи самого труда, а заработная
плата - видимость его полной оплаты.
Итак,
работник получает цену своей рабочей силы в виде заработной платы или чётко
определённого рабочего фонда необходимых жизненных средств (в денежном
выражении), дифференцированного по отраслям, регионам, странам. Каким бы
образом (в виде повремённой почасовой, подённой, понедельной, помесячной, или
сдельной оплаты со всеми её модификациями, призванными интенсифицировать труд)
этот фонд не попадал в руки рабочего, он всегда остаётся на заданном реальном
уровне (колеблется около него). Работник получает основную зарплату и премии.
Но пусть никто не заблуждается: в целом это всё тот же предусмотренный заранее
фонд необходимых жизненных средств, только разделённый на две части и
реализуемый по урочно-премиальной системе Тейлора.
Но товар "рабочая сила" имеет одно
специфическое свойство. Оно состоит в том, что в процессе соединения со
средствами производства (труда) рабочая сила может создавать в единицу времени
стоимость значительно большую,
чем стоимость товаров, необходимых для её воспроизводства. Это происходит в
силу естественных особенностей человека производить больше, чем ему лично надо
(содержание детей, стариков, создание запасов), а также в силу воздействия на
него самодовлеющих обстоятельств общественной жизни и современного
производства.
Согласно
договору капиталист (предприниматель, промышленник) выплачивает рабочему в виде
заработной платы стоимость его рабочей силы. А остальную часть созданной
рабочим стоимости капиталист присваивает в качестве прибавочного продукта в
деньгах. Следовательно, работая, например, ежедневно 8 часов, рабочий в течение
этого времени воспроизводит стоимость рабочей силы и создаёт прибавочную
стоимость. Распространённый ранее и теперь способ оплаты наёмного труда
предполагает, что способность человека к труду совпадает с его трудом и, таким
образом, оплачивается не рабочая сила по своей стоимости, а весь труд.
Заработная плата и прибавочная
стоимость, производимая рабочими и присваиваемая предпринимателями, пришла в
капитализм от феодалов. Работа на себя в помещичьем хозяйстве превращается в
цену рабочей силы наёмного работника. Прибавочную стоимость явилась
превращённой формой результата работы на помещика, рабского (барщинного,
крепостнического) труда. Работа на себя и соответствующая ей цена таковы, что
достаточно нескольких часов интенсивного труда, чтобы покрыть их. Работа на
помещика (оброк в пользу помещика) превращается, по сути, в прибавочную
стоимость. Сначала - в абсолютном значении, когда капиталист пользуется рабочей
силой, допустим, не 6 часов, достаточных для покрытия обозначенной в договоре
цены, а 12 часов. Иными словами, заключив договор с рабочим на определённую
сумму вознаграждения, капиталист получает возможность (приобретает право)
пользоваться рабочей силой в течение всего дня по своему усмотрению. С
развитием производительных сил прибавочная стоимость становится относительной,
когда продолжительность рабочего дня устанавливается законом (не может быть
увеличена) и даже сокращается, а интенсивность труда увеличивается за счёт
организационных и технологических преобразований.
Производство
и присвоение прибавочной стоимости становится смыслом жизни предпринимателя. И
это естественно. Остановиться нельзя, даже замедлить темпы производства нельзя.
Конкуренты обойдут мгновенно. Минимум затрат на единицу продукции - максимум
прибыли. Это и есть основной закон капитализма. А поскольку он начинается с
прямого грабежа (производят прибыль многочисленные одни, присваивают
малочисленные другие) и является законным, из этого корня вырастают
мошенничество всех оттенков и преступления всех видов, поскольку они имеют
общественную природу.
Капиталистическая категория
прибавочной стоимости (неоплаченного труда) представляется исторически данной
(барщина) и поэтому подлинной. Именно она лежит в основании всех прибылей, как
бы и почему бы они не накручивались. Именно потому, что производство
прибавочной стоимости - подлинное
явление, весь наживающийся мир сжимает кулаки против марксизма, раскрывающего
тайну наживы, и пытается стереть его в порошок. Именно потому, что производство
прибавочной стоимости основательно запутано учёными и властвующими коммунистами
и сложно для понимания самими её производителями, капиталистический мир сегодня
празднует победу. Справедливости ради
скажу, что не все капиталисты сделали вид, что прибавочная стоимость надуманная
категория. Первым капиталистом, признавшим её подлинность был Ф.Энгельс.
Признали это и все ведущие капиталисты России
того времени (фабриканты Савва Морозов, Рябушинский).
ВОКРУГ ДА ОКОЛО
Современный мир
знает множество попыток соединить рабочую силу и капитал в «социалистическом
экстазе». И в России бытует множество новых псевдосоциалистических концепций:
А.И.Солженицына (Как нам обустроить Россию) с теорией умеренной частной
собственности и земского самоуправления; В.Белоцерковского (Самоуправление) и
П.Абовина-Егидеса (Как каждому стать богатым)
с теорией западной групповой
трудовой собственности и
самоуправляющихся коллективных предприятий; М.А.Чартаева с теорией саморазвития
общества на основе аренды общественного
имущества в индивидуальную собственность и реализации продукции арендодателю по
его правилам и экономическим параметрам; С. Фёдорова с теорией
частноколлективной собственности закрытых акционерных обществ и самоуправления
в виде народного капитализма; В.А.Мирошниченко с теорией развития культуры
собственности работников акционерных предприятий; Шушарина с «отношениями людей
по поводу процессов производства (технологий)» как объекта собственности.
В.Белоцерковский, П.Абовин-Егидес и
С.Фёдоров, как мы увидим, стоят по существу на одной позиции. М.Чартаев также
находится в этом ряду, но смотрит масштабней и доводит систему участия каждого
работника в прибылях до уровня изобретений известного чешского обувщика начала
прошлого века Томаса Бати, у которого на фабриках цех торговал с цехом, а
"рабочие и служащие... покупали друг у друга полуготовый или готовый
фабрикат..." (Рудольф Филипп, Неизвестный диктатор Томас Батя).
СОЛЖЕНИЦЫН
Солженицын
рассматривает самоуправление из глубины российской истории, убеждён, что России
"надо искать свой путь", и предложил посильные соображения на этот счёт. В своём выступлении в Государственной Думе 28
октября 1994 года А.И.Солженицын просто,
ясно и верно сформулировал причину пассивности людей и сущность
демократии: "Если это правда, что мы хотим идти к демократии, то есть к
полной власти народа над своей судьбой, так дайте нам идти к ней". А что
такое дать людям реальную власть над собственной судьбой? Это "допустить
каждого гражданина быть экономической личностью", что является также главным условием преодоления пассивности народа. "Без
экономической самостоятельности масс никакой демократии у нас никогда не
будет". Писатель, не будучи политиком и учёным экономистом, понял народную
и совпадающую с ней научную истину, что без экономической самостоятельности каждого гражданина, когда каждый станет собственником по праву и
по жизни, не может быть подлинного раскрепощения человека и самоуправления
народа.
Но одно дело прийти к пониманию
исторически предопределённого хода, другое - выверено сделать первый и
последующие шаги в нужном направлении. И здесь все пытаются совместить несовместимое. Не исключение и Солженицын.
В книжице "Как нам обустроить Россию" он следующим образом рассуждает
на экономическую тему. "...Независимого гражданина не может быть без
частной собственности", но введение её должно идти с осторожностью. Земля
не должна попасть в алчные руки крупных спекулянтов через подкупную
администрацию. Земельные участки крестьян-земледельцев должны быть ограничены
оптимальными размерами, позволяющими вести лучшую обработку и вводить интенсивные
методы. Малые участки земли должны быть розданы бесплатно рабочим и горожанам,
"желающим иметь свой огородный урожай". Не только частная
собственность на землю должна вводиться с осторожностью и умеренностью. Это
должно быть, по мнению писателя, общим правилом, потому что "обладание
умеренной собственностью, не подавляющей других, входит в понятие личности,
даёт её устояние". Итак, должна быть умеренная, приблизительно одинаковая,
частная собственность. И эти умеренные хозяева будут управлять страной по
справедливости, не допуская алчности и подкупа.
При частной капиталистической
собственности, то есть там, где есть собственники и наёмные работники, так не
бывает.
Солженицын хочет, чтобы на русской земле жили личности. Но он не видит
возможности сделать всех собственниками и предлагает не чураться наёмного
труда, потому что "добросовестно выполненный и справедливо оплаченный
наёмный труд - есть форма взаимопомощи людей и ведёт к доброжелательности между
ними". Для писателя, знающего режим секретарей не понаслышке, не
существует противоречия между трудом и капиталом (собственником и его наёмным
работником), потому что, по его убеждению, этого противоречия просто нет. Оно
выдумано. Надо только справедливо оплачивать наёмный труд.
Номенклатура
КПСС своей государственной деятельностью закрыла передовым людям настоящую
перспективу, заставила их мысль биться снова и снова над давно решёнными
вопросами и не видеть выхода или видеть выход, где его нет. Человек, погруженный в жизнь, устроенную
этими людьми, не может не отвергать убивающую личность комсреду, не может, и
это естественно, придумать ничего лучшего, чем примирить собственника и его
работника и провозгласить наёмный труд формой взаимопомощи между ними. Это
невероятно. Однако в этом, на поверку, не больше невероятного, чем в
провозглашении СССР, при поголовном
наёмном труде, социалистической державой.
У антисоветчика Солженицына, в его
суждениях о независимой экономической личности и неформальной среде,
управляющей своей собственной судьбой (сравните марксово "управление
народом посредством самого народа") больше, если так можно выразиться,
социализма, чем у КПРФ, которая призывает к «общенародной собственности» и
«новому социализму», подразумевая под этим государственную собственность и
наёмный труд, которыми она будет управлять.
Солженицын
считает возможным прийти к всеобщей справедливости через систему свободных и
активных местных выборов, открывающих населению "самодеятельную народную
власть". К сожалению, свободные и активные выборы невозможны в среде
подневольных людей. Широкими и активными они будут, если граждане станут
независимыми. А независимого гражданина не может быть без собственности на
средства производства. Следовательно, активизация населения и самодеятельная
власть станут реальностью только в одном случае, - когда каждый человек станет
собственником. Но это произойдёт не на солженицынских умеренных натуральных
участках крестьян-земледельцев и не на основе братания собственников и
наёмников.
Это произойдёт под диктовку
современных высоких технологий и производительных сил на праве общественно
персонализированной собственности, когда не межа, а мой (каждого) стартовый
капитал и мои (каждого) способности очертят границы моего активного имущества
среди имущества компаньонов (партнёров, товарищей), когда я буду владеть,
пользоваться и распоряжаться этой своей частью общего имущества и произведённым
своим трудом доходом. При этом имущество будет принадлежать мне, как медонос
принадлежит пчеле, пока она берёт взяток, как лесной ягодник принадлежит
человеку, поскольку он, в данный момент, собирает здесь ягоды. Такова
преемственная экономическая основа самоуправления народа на пространствах
России в современном мире: каждый – собственник и работник одновременно. Только
в этом случае "снимется государственный гнёт над каждым нашим действием и
плата станет справедливой".
15.04.2010. г.Москва
Член Инициативной группы
«Новые Коммунисты» по созданию
Партии Рабочего Класса России»
В.С.Петрухин |